Благодаря своему географическому положению, наличию разнообразных природных и климатических условий (от Прикаспийской низменности, расположенной на 28 м ниже уровня мирового океана, до горных районов высотой более 4000 м), богатству минерально-сырьевых ресурсов, производственной и транспортной инфраструктуре Дагестан обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста экономики.
Основу экономического потенциала республики составляют сельское хозяйство и пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, промышленность стройматериалов, транспорт и связь, туристско-рекреационный комплекс.
В Дагестане имеется хорошая сырьевая база для производства мясной и молочной продукции, климатические условия для выращивания фруктов и овощей, но практически нет предприятий по переработке этой продукции. В перспективе возникает необходимость строительства предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.
Перспективно и освоение рекреационных ресурсов Дагестана. Это золотые песчаные морские пляжи с благоприятными климатическими условиями на побережье Каспийского моря, минеральные источники (выявлено 255 источников и 15 месторождений минеральных лечебных вод), озерные грязи с лечебными свойствами, памятники истории и природы.
Необходимо развитие добывающей промышленности. Важным ресурсом являются нефть и газ, запасы которых составляют: нефти с газовым конденсатом - 509,3 млн.т, природного газа – 877,2 млрд.куб.м.
Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является шельф Каспийского моря.
Республика богата и другими минерально-сырьевыми ресурсами: торфом, бурым углем, горючими сланцами, рудами черных и цветных металлов, нерудным минеральным сырьем. В южном Дагестане находится одно из крупнейших месторождений меди.
Через территорию республики проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные и трубопроводные маршруты федерального значения. Необходимо использовать выгодное геополитическое положение республики в создаваемом транспортном коридоре "Север-Юг". В этом отношении актуально развитие Махачкалинского транспортного узла, включающего железнодорожные и автомобильные коммуникации, морской порт и аэропорт.
Проект реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта, который является стратегически важным связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном и Закавказьем, предполагает увеличение перегрузочных мощностей порта до 15 млн. т в год (в настоящее время - 7 млн. т наливных и 2 млн. т генеральных грузов), реконструкцию существующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов сухогрузной и нефтегавани, строительством административных зданий, дорог и коммуникаций. Стабильный рост объемов нефтедобычи в регионе Каспийского бассейна диктует необходимость строительства дополнительных перегрузочных мощностей для перевалки нефти и нефтепродуктов. В связи с этим в Махачкалинском порту планируется строительство выносного рейдового терминала на буях.
Модернизация и реконструкция ожидает и международный аэропорт города Махачкалы. Предполагается расширение и реконструкция перрона, удлинение и усиление покрытий взлетно-посадочных полос, частичная реконструкция существующего здания аэровокзала и строительство нового - для обслуживания перевозок на внутренних и международных авиалиниях с использованием современных самолетов типа ТУ-204, А-320, ИЛ-96 и др.
Прогноз электропотребления и максимума нагрузок Дагестанской энергосистемы на период до 2021 года основывается на анализе их роста за отчетный период (2001-2009 годов), строящихся объектах, имеющихся инвестпроектах, а так же учитывался естественный прирост электропотребления и нагрузки.
Ниже приведено описание конкретных объектов экономики (строящихся и планируемых к строительству) с привязкой их к районам размещения.
В городе Махачкала, кроме расширения и реконструкции морского торгового порта и аэропорта, начато строительство группового водовода Махачкала - Каспийск – Избербаш с потребной нагрузкой насосных станций 2,4 МВт. Планируется так же строительство цементно-помольного комбината мощностью 900 тыс.тонн цемента в год (4 МВт), расширение и усовершенствование судоремонтного и организация судостроительного производства на ОАО "Судоремонт" (4 МВт) и строительство завода по переработке ТБО мощностью 250 тыс.тонн в год.
В Кумторкалинском районе между ПГТ Шамхал и площадкой строящейся ПС 330 кВ Артем проектируется промышленная зона, где намечается строительство ряда предприятий таких как: завод по производству стекла флоат-методом ЗАО "СFG" мощностью 600 т стекла в сутки (необходимая мощность 32 МВт), завод по выпуску стеклотарной продукции для пищевой промышленности "Анжи-стекло" (9 МВт), завод по выпуску металлургической продукции (26 МВт), завод по выпуску металлопрофиля (15 МВт) и др. Суммарная заявленная нагрузка предприятий размещаемых в этой промышленной зоне оценивается в 80-85 МВт, в т. ч. в 2010 году - 41 МВт.
В Ахтынском районе на юге Дагестана начата разработка месторождения медно-колчеданных руд "Кизил-Дере" со строительством горно-обогатительного комбината с заявленной нагрузкой 26 МВт.
В Буйнакском районе планируется строительство цементного завода мощностью 1 млн. т в год с нагрузкой 8 МВт и организация добычи и переработки гипсового сырья (1,2 МВт).
В Кизлярском районе проводится реконструкция овоще-фруктохранилища (0,3 МВт), а в Кизилюртовском, Каякентском, Дербентском и Ботлихском районах намечено строительство сети овоще-фруктохранилищ с суммарной заявленной нагрузкой 1,2 МВт.
Строительство и реконструкция животноводческих комплексов для разведения КРС молочного направления планируется в Кизлярском, Тарумовском и Бабаюртовском районах с суммарной нагрузкой 1,2 МВт. В Тарумовском районе так же намечено строительство фермы для выращивания и откорма 12 тыс. свиней в год (0,5 МВт) и предприятия по производству и переработке мяса бройлеров (0,5 МВт).
В Карабудахкентском районе намечается организация виноградарского комплекса полного цикла "Герей-тюз" с нагрузкой 0,26 МВт.
Освоение богатейших природных и этнокультурных ресурсов республики планируется путем строительства туристического центра "Золотые пески" и рекреационного комплекса "Дарваг-Чай" в Дербентском районе и комплекса "Ново-Каякент" в Каякентском районе с суммарной заявленной нагрузкой 15 МВт. Строительство туристической базы "Матлас" намечено в Хунзахском районе (0,4 МВт).
Оценка показателей электропотребления и максимума нагрузок при реализации в намеченные сроки социально-экономического развития на территории Республики Дагестан показала, что электропотребление Дагестанской энергосистемы к 2016 году может вырасти до 5819 млн. кВт.ч и 1225 МВт, а к 2021 году - до 6610 млн. кВт.ч и 1377 МВт соответственно. Среднегодовые темпы роста электропотребления и максимума нагрузки в 2010-2021 годы составят 2,3%, в том числе в 2010-2016 годы – 3 % и 3,1%, в 2017-2021 годы – 2,6% и 2,4%.
Темпы изменения электропотребления и максимума нагрузки, а так же число часов его использования в Дагестанской энергосистеме на период до 2020 года приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Электропотребление и максимумы нагрузок Дагестанской энергосистемы на перспективу до 2021 года
Наименование | Отчет | Прогноз | ||||||||||
показателей | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2021 г. |
Электропотребление, млн.кВт.ч | 4397 | 4475 | 4616 | 4714 | 5019 | 5080 | 5150 | 5239 | 5430 | 5622 | 5819 | 6610 |
Темпы изменения, % в год | 2,3 | 1,7 | 3,2 | 2,1 | 6,5 | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 3,6 | 3,5 | 3,5 | 2,6 |
Максимум нагрузки, МВт | 964 | 943 | 987 | 987 | 1013 | 1046 | 1073 | 1110 | 1148 | 1186 | 1225 | 1377 |
Темпы изменения, % в год | 5,1 | -2,2 | 4,7 | 0 | 2,6 | 3,3 | 2,6 | 3,4 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 2,4 |
Число часов использования | ||||||||||||
максимума нагрузки, час | 4562 | 4746 | 4677 | 4776 | 4955 | 4857 | 4800 | 4720 | 4730 | 4740 | 4750 | 4800 |