Недействующий

О СХЕМЕ И ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД 2011-2016 ГОДОВ С ПЕРСПЕКТИВОЙ ДО 2021 ГОДА

2. ПРОГНОЗ УРОВНЕЙ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ПЕРИОД ДО 2021 ГОДА


Благодаря своему географическому положению, наличию разнообразных природных и климатических условий (от Прикаспийской низменности, расположенной на 28 м ниже уровня мирового океана, до горных районов высотой более 4000 м), богатству минерально-сырьевых ресурсов, производственной и транспортной инфраструктуре Дагестан обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста экономики.

Основу экономического потенциала республики составляют сельское хозяйство и пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, промышленность стройматериалов, транспорт и связь, туристско-рекреационный комплекс.

В Дагестане имеется хорошая сырьевая база для производства мясной и молочной продукции, климатические условия для выращивания фруктов и овощей, но практически нет предприятий по переработке этой продукции. В перспективе возникает необходимость строительства предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.

Перспективно и освоение рекреационных ресурсов Дагестана. Это золотые песчаные морские пляжи с благоприятными климатическими условиями на побережье Каспийского моря, минеральные источники (выявлено 255 источников и 15 месторождений минеральных лечебных вод), озерные грязи с лечебными свойствами, памятники истории и природы.

Необходимо развитие добывающей промышленности. Важным ресурсом являются нефть и газ, запасы которых составляют: нефти с газовым конденсатом - 509,3 млн.т, природного газа – 877,2 млрд.куб.м.

Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является шельф Каспийского моря.

Республика богата и другими минерально-сырьевыми ресурсами: торфом, бурым углем, горючими сланцами, рудами черных и цветных металлов, нерудным минеральным сырьем. В южном Дагестане находится одно из крупнейших месторождений меди.

Через территорию республики проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные и трубопроводные маршруты федерального значения. Необходимо использовать выгодное геополитическое положение республики в создаваемом транспортном коридоре "Север-Юг". В этом отношении актуально развитие Махачкалинского транспортного узла, включающего железнодорожные и автомобильные коммуникации, морской порт и аэропорт.

Проект реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта, который является стратегически важным связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном и Закавказьем, предполагает увеличение перегрузочных мощностей порта до 15 млн. т в год (в настоящее время - 7 млн. т наливных и 2 млн. т генеральных грузов), реконструкцию существующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов сухогрузной и нефтегавани, строительством административных зданий, дорог и коммуникаций. Стабильный рост объемов нефтедобычи в регионе Каспийского бассейна диктует необходимость строительства дополнительных перегрузочных мощностей для перевалки нефти и нефтепродуктов. В связи с этим в Махачкалинском порту планируется строительство выносного рейдового терминала на буях.

Модернизация и реконструкция ожидает и международный аэропорт города Махачкалы. Предполагается расширение и реконструкция перрона, удлинение и усиление покрытий взлетно-посадочных полос, частичная реконструкция существующего здания аэровокзала и строительство нового - для обслуживания перевозок на внутренних и международных авиалиниях с использованием современных самолетов типа ТУ-204, А-320, ИЛ-96 и др.

Прогноз электропотребления и максимума нагрузок Дагестанской энергосистемы на период до 2021 года основывается на анализе их роста за отчетный период (2001-2009 годов), строящихся объектах, имеющихся инвестпроектах, а так же учитывался естественный прирост электропотребления и нагрузки.

Ниже приведено описание конкретных объектов экономики (строящихся и планируемых к строительству) с привязкой их к районам размещения.

В городе Махачкала, кроме расширения и реконструкции морского торгового порта и аэропорта, начато строительство группового водовода Махачкала - Каспийск – Избербаш с потребной нагрузкой насосных станций 2,4 МВт. Планируется так же строительство цементно-помольного комбината мощностью 900 тыс.тонн цемента в год (4 МВт), расширение и усовершенствование судоремонтного и организация судостроительного производства на ОАО "Судоремонт" (4 МВт) и строительство завода по переработке ТБО мощностью 250 тыс.тонн в год.

В Кумторкалинском районе между ПГТ Шамхал и площадкой строящейся ПС 330 кВ Артем проектируется промышленная зона, где намечается строительство ряда предприятий таких как: завод по производству стекла флоат-методом ЗАО "СFG" мощностью 600 т стекла в сутки (необходимая мощность 32 МВт), завод по выпуску стеклотарной продукции для пищевой промышленности "Анжи-стекло" (9 МВт), завод по выпуску металлургической продукции (26 МВт), завод по выпуску металлопрофиля (15 МВт) и др. Суммарная заявленная нагрузка предприятий размещаемых в этой промышленной зоне оценивается в 80-85 МВт, в т. ч. в 2010 году - 41 МВт.

В Ахтынском районе на юге Дагестана начата разработка месторождения медно-колчеданных руд "Кизил-Дере" со строительством горно-обогатительного комбината с заявленной нагрузкой 26 МВт.

В Буйнакском районе планируется строительство цементного завода мощностью 1 млн. т в год с нагрузкой 8 МВт и организация добычи и переработки гипсового сырья (1,2 МВт).

В Кизлярском районе проводится реконструкция овоще-фруктохранилища (0,3 МВт), а в Кизилюртовском, Каякентском, Дербентском и Ботлихском районах намечено строительство сети овоще-фруктохранилищ с суммарной заявленной нагрузкой 1,2 МВт.

Строительство и реконструкция животноводческих комплексов для разведения КРС молочного направления планируется в Кизлярском, Тарумовском и Бабаюртовском районах с суммарной нагрузкой 1,2 МВт. В Тарумовском районе так же намечено строительство фермы для выращивания и откорма 12 тыс. свиней в год (0,5 МВт) и предприятия по производству и переработке мяса бройлеров (0,5 МВт).

В Карабудахкентском районе намечается организация виноградарского комплекса полного цикла "Герей-тюз" с нагрузкой 0,26 МВт.

Освоение богатейших природных и этнокультурных ресурсов республики планируется путем строительства туристического центра "Золотые пески" и рекреационного комплекса "Дарваг-Чай" в Дербентском районе и комплекса "Ново-Каякент" в Каякентском районе с суммарной заявленной нагрузкой 15 МВт. Строительство туристической базы "Матлас" намечено в Хунзахском районе (0,4 МВт).

Оценка показателей электропотребления и максимума нагрузок при реализации в намеченные сроки социально-экономического развития на территории Республики Дагестан показала, что электропотребление Дагестанской энергосистемы к 2016 году может вырасти до 5819 млн. кВт.ч и 1225 МВт, а к 2021 году - до 6610 млн. кВт.ч и 1377 МВт соответственно. Среднегодовые темпы роста электропотребления и максимума нагрузки в 2010-2021 годы составят 2,3%, в том числе в 2010-2016 годы – 3 % и 3,1%, в 2017-2021 годы – 2,6% и 2,4%.

Темпы изменения электропотребления и максимума нагрузки, а так же число часов его использования в Дагестанской энергосистеме на период до 2020 года приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Электропотребление и максимумы нагрузок Дагестанской энергосистемы на перспективу до 2021 года

Наименование

Отчет

Прогноз

показателей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2021 г.

Электропотребление, млн.кВт.ч

4397

4475

4616

4714

5019

5080

5150

5239

5430

5622

5819

6610

Темпы изменения, % в год

2,3

1,7

3,2

2,1

6,5

1,2

1,4

1,7

3,6

3,5

3,5

2,6

Максимум нагрузки, МВт

964

943

987

987

1013

1046

1073

1110

1148

1186

1225

1377

Темпы изменения, % в год

5,1

-2,2

4,7

0

2,6

3,3

2,6

3,4

3,4

3,3

3,3

2,4

Число часов использования

максимума нагрузки, час

4562

4746

4677

4776

4955

4857

4800

4720

4730

4740

4750

4800