Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимое ее решения программными методами


Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе являете* формирования социально-экономических условий устойчивого сельских территорий.

В результате резкого спада сельскохозяйственного произ ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на дится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от уровню и условиям жизни.

Темпы сокращения капитальных вложений в социальную с значительно выше соответствующего показателя в целом по экон объем в расчете на одного сельского жителя в 5-6 раз меньше, чем го.

В 2002 году по сравнению с 1991 годом объем строительства мов на селе сократился в 2,5 раза, школ - в 3,6 раза, дошкольных ний - в 35 раз, больниц - в 4 раза, амбулаторно-поликлиническю ний - в 7 раз, клубов - в 15 раз.

Аналогичная ситуация наблюдается с вводом в действие ш сетей и сооружений: ввод линий электропередач уменьшился в 4, допроводных сетей - в 10 раз, АТС - в 1,3 раза, автомобильных до] дым покрытием - в 5,7 раза.

Основная часть сельского жилищного фонда находится в в* рийном состоянии и не имеет элементарных коммунальных уд сравнению с городским он в 2,6 раза хуже обеспечен водопроводо зацией, центральным отоплением, в 4,7 раза - горячим водоснабжение

Сеть участковых больниц по сравнению с 1990 годом сокрг 28 проц., фельдшерско-акушерских пунктов - на 4 проц., мощное! торно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тысяч жителе! 2,2 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 ра ним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городсю нием.

Сеть сельских общеобразовательных учреждений, в основно ных, за 90-е годы сократилась на 5,2 проц. при увеличении уч 7,7 процента. Реальный объем ассигнований на нужды образовавшийся в 5 раз по сравнению с 1991 годом. Темпы износа зданий cyi опережают темпы реконструкции и нового строительства. В 2-3 см тают почти 58 проц. школ, треть зданий и сооружений системы образования требует капитального ремонта или реконструкции. В авар стоянии находятся 16,2 проц. зданий и только 46,3 проц. школ име ды удобств.

За последнее десятилетие число клубов и домов культуры со на 27 проц., библиотек - на 10 процентов.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом в 1,8 раза. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации, практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.

К настоящему моменту 70 проц. сельских линий электропередач и трансформаторных подстанций отработали свой нормативный срок.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов.

В сельской местности эксплуатируется 537,8 км газопроводов высокого давления, 976 км межпоселковых и 5538,1 км уличных газопроводов. Однако сельские поселения газифицированы в основном сжиженным газом, доставляемым в цистернах и баллонах автомобильным транспортом. Природным газом на селе обеспечено только 29,5 проц. домов (квартир).

Действующая система сельского водоснабжения находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Почти все водопроводы с водозабором из поверхностных водных источников и свыше 40 проц. водопроводов с забором воды из подземных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды, большинство водозаборов не имеют зон санитарной охраны.

Уровень телефонизации в сельской местности не отвечает требованиям информатизации агропромышленного комплекса и не обеспечивает нормальных условий жизнедеятельности населения.

Средняя телефонная плотность в сельской местности составляет 3,6 телефона на 100 жителей, тогда как в городах - 27. Из 1533 сельских населенных пунктов телефонизировано 796, телефонные станции имеются в 248 селах.

Дорожно-транспортная сеть сел не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование рыночной инфраструктуры в аграрном секторе и устойчивое комплексное развитие сельских территорий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общереспубликанским значением.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства республики необходима государственная поддержка сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов демократизации и само сельской местности с целью активизации человеческого потенщ

2) межотраслевым и межведомственным характером пробл димостью привлечения к ее решению органов законодательно: тельной власти на федеральном и республиканском уровнях, opi го самоуправления, профсоюзных организаций агропромышп плекса, общественных объединений сельских жителей.

Удаленность сельских поселений от районных центров пр< их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения го подхода к развитию сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной фина держки развития социальной сферы и инженерного обустройст территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях с ниципальные образования не в состоянии эффективно участвов; дении реформ, в укреплении российской государственности, в у нии основных жизненных потребностей проживающего на их тер селения.