Для завершения формирования документов территориального планирования в Республике Дагестан необходима корректировка 10 генеральных планов городских округов, разработка и корректировка 706 генеральных планов поселений (8 городских и 698 сельских), подготовка 712 правил землепользования и застройки. Органы местного самоуправления муниципальных образований, за редким исключением, не имеют возможностей самостоятельно выправить существующее положение.
Ограниченные возможности так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующей инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры практически исчерпаны, и вовлечение в хозяйственный оборот новых земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, для целей жилищного строительства в виде реализации комплексных проектов освоения и развития территорий вне программных мероприятий будет малоэффективным.
По состоянию на 1 января 2010 года общая площадь аварийного жилищного фонда Республики Дагестан составляет 1240,5 тыс. кв. метров, в том числе в многоквартирных домах - 318,4 тыс. кв. метров (площадь жилых помещений к расселению – 300,4 тыс. кв. метров). Общее количество домов, признанных аварийными, составляет 12122 единицы, в том числе 709 многоквартирных домов. Доля аварийного жилья в жилищном фонде республики составляет 2,7 процента. Органы местного самоуправления муниципальных образований не в состоянии самостоятельно разрешить проблему расселения жильцов из указанных домов.
В решении жилищной проблемы в Республике Дагестан, как и в стране в целом, можно выделить два направления: количественное и качественное.
Первое - это обеспечение соответствия между количеством жилых помещений, пригодных для проживания, и количеством граждан, нуждающихся в жилье.
Второе - обеспечение соответствия потребительских качеств жилища социальным стандартам и условиям его заселения.
На настоящем этапе социально-экономического развития первостепенной задачей является достижение количественного соответствия. Процесс обеспечения качественного соответствия, по сути, является непрерывным, так как требования к жилищу постоянно меняются, увеличивается социальный норматив потребления жилья.
Решение обозначенных вопросов без использования программно-целевого метода не позволит:
системно и эффективно решить жилищную проблему всех групп и слоев населения;
привлекать финансовые ресурсы бюджетов всех уровней, а также средства внебюджетных источников;
обеспечить прозрачность жилищной политики;
повысить авторитет власти.
Комплексное решение основных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям Программы и сократить временные и материальные затраты.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию всего жилищного строительства Республики Дагестан.