Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 08 февраля 2011 года N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА 2011-2016 ГОДЫ"

Принят

Народным Собранием

Республики Дагестан

27 января 2011 года

(Изменения и дополнения:

Закон Республики Дагестан от 07.12.2012 N 84, НГР:RU05000201200473)

(Утратил силу:

Закон Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102, НГР: RU05000201300710

Статья 1


Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 годы" (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Президент

Республики Дагестан

М. Магомедов

Утверждена Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 годы" от 8 февраля 2011 года

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА 2011-2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Республики Дагестан от 15 декабря 2000 года N 28 "О народных художественных промыслах"

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Дагестан

Разработчик Программы

Комитет по народным художественным промыслам Республики Дагестан

Исполнители Программы

Комитет по народным художественным промыслам
 Республики Дагестан
   Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан
   администрация муниципального образования "Аку-шинский район" (по согласованию)
   организации народных художественных промыслов

Цель Программы

сохранение и развитие народных художественных промыслов Республики Дагестан как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства

Основные задачи Программы

сохранение традиц ий народных художественных промыслов
   техническое перевооружение организаций народных художественных промыслов и обновление основных фондов
   создание современной конкурентной продукции народных художественных промыслов с использованием традиционных орнаментов, техники и способов их нанесения
   создание инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов
 продвижение изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках
   выявление и поддержка носителей традиций и навыков изготовления изделий утраченных видов народных художественных промыслов
   популяризация народных художественных промыслов
   развитие ремесленной деятельности как составной части предпринимательства и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

Целевые индикаторы и показатели Программы

количество действующих организаций народных художественных промыслов
   общий объем отгруженных изделий народных
 художественных промыслов
   численность работников, занятых в сфере народных художественных промыслов
   средняя заработная плата работников, занятых в сфере народных художественных промыслов

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2016 годы:
   I этап: 2011-2012 годы - создание инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов, техническое перевооружение и реконструкция организаций народных художественных промыслов
   II этап: 2013-2016 годы - дальнейшее развитие сферы народных художественных промыслов, в том числе через маркетинговую поддержку продвижения и стимулирования сбыта продукции

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования - 223,0 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 89,3 млн. рублей, средства местных бюджетов - 0,7 млн. рублей (по согласованию), внебюджетные средства - 133,0 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффектив-ности

увеличение количества действующих организаций народных художественных промыслов
   увеличение численности работающих в сфере народных художественных промыслов до 2 600 человек
   увеличение объемов производства и реализации изделий народных художественных промыслов в 1,4 раза
   возрождение забытых народных художественных промыслов

Контроль за реализацией Программы

Правительство Республики Дагестан

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Народные художественные промыслы являются важнейшей частью национальной культуры, духовным наследием народов Дагестана и представляют одну из развитых форм народного творчества. Исторически народные художественные промыслы в республике сформировались как значимая отрасль материального производства, обеспечивающая занятость населения в основном в горных и предгорных районах республики.

Сохранение и развитие народных художественных промыслов лежит в плоскости стратегических интересов государства и является важной государственной задачей.

В 2004 году постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 октября 2004 года N 254 была одобрена Республиканская целевая программа развития народных художественных промыслов на период до 2010 года. На реализацию программных мероприятий было выделено из республиканского бюджета Республики Дагестан 14,42 млн. рублей, что составляет 31,6 процента от общего объема предусмотренных средств.

Принятая программа позволила осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержание народных художественных промыслов, популяризацию и продвижение изделий народных художественных промыслов на рынках страны. Также частично были решены вопросы обеспечения организаций народных художественных промыслов необходимым сырьем и материалами.

Однако цели, поставленные программой, не были достигнуты. Так, не была создана инфраструктура поддержки народных художественных промыслов, не проведено техническое перевооружение организаций народных художественных промыслов, не сформирован механизм их государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки.

В настоящее время в республике имеется более 20 организаций, производящих изделия народных художественных промыслов, в том числе 9 организаций народных художественных промыслов, в общем объеме производства которых изделия народных художественных промыслов составляют более 50 процентов. Численность работающих во всех организациях народных художественных промыслов - 1500 человек. Кроме того, более 500 мастеров работают вне организаций - на дому как индивидуальные предприниматели. Всего за 2009 год произведено изделий народных художественных промыслов на сумму 745,5 млн. рублей, в том числе ювелирных изделий из серебра на сумму 653 млн. рублей, художественных изделий из металла - на 85,4 млн. рублей, а также 1 тыс. кв. м ковров и ковровых изделий.

Народные художественные промыслы Республики Дагестан представлены следующими традиционными видами:

N
 п/п

Виды производства

Группы изделий
 народных художественных промыслов

1.

Ковроделие

ковры ворсовые, паласы, сумахи, думы, давагины, килимы, арбабаши

2.

Художественная
 обработка дерева

изделия из кизила, боярышника, абрикоса и других пород деревьев, инкрустированные унцукульской насечкой металлом

3.

Художественная обработка металла

изделия домашней утвари из меди, декоративное холодное оружие, изделия из мельхиора

4.

Производство художест-венной керамики

балхарские и сулевкентские изделия из обожженной глины с ангобной росписью

5.

Производство ювелирных изделий

кубачинские и гоцатлинские изделия из серебра

6.

Художественное ручное вязание

национальные чулочно-носочные изделия, в том числе джурабы, цинтаки, тапочки

7.

Бурочное производство

бурки наплечные

В настоящее время на территории Республики Дагестан действуют следующие организации народных художественных промыслов: ГУП "Кубачинский художественный комбинат", ГУП "Гоцатлинский художественный комбинат", ГУП "Межгюльская ковровая фабрика", ГУП "Ляхлинская ковровая фабрика", ГУП "Табасаранские ковры", ГУП "Ботлихская фабрика народных промыслов", МУП "Балхар", ООО "Кизляр", ОАО "Унцукульская художественная фабрика".

Одной из особенностей производства изделий народных художественных промыслов является широкое и обязательное применение творческого ручного труда художников и мастеров. В связи с этим в сфере народных художественных промыслов невысокий уровень производительности труда и низкая оборачиваемость капитала. Также специфика структуры себестоимости изделий народных художественных промыслов заключается в большом удельном весе расходов на оплату ручного труда по сравнению с другими сферами.

В сфере народных художественных промыслов республики сохраняются негативные тенденции: сокращение количества организаций народных художественных промыслов, численности работающих на них, низкий уровень рентабельности производства и заработной платы.

Из-за ввоза дешевых импортных ковров машинного производства значительно (более чем в 10 раз) сократились объемы производства ковров ручной работы, большинство ковровщиц остаются без работы.

Рост цен на используемое сырье и низкий уровень рентабельности производства не позволяют организациям народных художественных промыслов самостоятельно поддерживать процесс воспроизводства, обновлять технологическое оборудование, участвовать в выставках и расширять рынки сбыта.

Финансово-экономический кризис 2009 года усугубил негативные тенденции в сфере народных художественных промыслов. Для того чтобы в неблагоприятных социально-экономических условиях поддержать отрасль, необходимы дополнительные виды государственной поддержки народных художественных промыслов.

Основными причинами отрицательных тенденций являются:

недостаток оборотных средств для закупки сырья и материалов;

высокий физический и моральный износ технической базы;

отсутствие инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов;

отсутствие эффективной системы государственной поддержки народных художественных промыслов;

низкая конкурентоспособность, обусловленная высокой ценой на изделия ручного труда;

низкий уровень оборота капитала;

неразвитость маркетинговой деятельности;

отток мастеров высокой квалификации из организаций народных художественных промыслов;

отсутствие государственного заказа на изделия народных художественных промыслов.

Существуют и специфические проблемы, характерные для индивидуальных мастеров народных художественных промыслов:

разобщенность мастеров, вытекающая из индивидуального характера труда, и связанное с этим дублирование одних и тех же изделий;

упрощение орнаментальных оформлений и технологических приемов изготовления изделий народных художественных промыслов;

старение мастеров народных художественных промыслов и угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций.

2. Цель и основные задачи Программы

Основной целью Программы является сохранение и развитие народных художественных промыслов Республики Дагестан как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сохранение традиций народных художественных промыслов;

техническое перевооружение организаций народных художественных промыслов и обновление основных фондов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»