Действующий

О Концепции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Настоящая Концепция является важной составной частью системы управления фондом недр области и разработана для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр, повышения социально-экономического развития региона на основе рационального и сбалансированного использования минеральных ресурсов за счет их более широкого вовлечения в хозяйственный оборот.

Общие проблемы недродопользования:

- несоответствие некоторых норм и актов законодательной базы в сфере недродопользования, особенно в вопросах разделения полномочий и функций по управлению природными ресурсами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- невысокая степень взаимодействия и интеграции между территориальными органами федеральной исполнительной власти при управлении различными видами ресурсов и ведении подсистем экологического мониторинга природной и окружающей среды;

- низкий приток инвестиций по причине энерго-материалоемкого производства и долгосрочного периода окупаемости капитальных вложений;

- недостаточно эффективная система ресурсных платежей и налоговых сборов, не стимулирующих муниципальные образования к расширению природопользования на своих территориях, а субъекты предпринимательской деятельности - к рациональному использованию ресурсов;

- неполное использование рыночных отношений для повышения доходности минерально-сырьевого комплекса;

- отсутствие системы комплексной природно-экономической оценки при выделении отдельных видов природных ресурсов в пользование, несовершенная схема учета изъятых ресурсов и кадастровой оценки объектов;

- изношенность основных фондов, технологическая отсталость хозяйственных предприятий и, как следствие, значительные издержки при производстве товарной продукции, снижение темпов рекультивационных и восстановительных работ;

- зависимость некоторых предприятий области от поставок сырья из других регионов из-за недостаточно эффективного использования собственных ресурсов.

Рациональное использование ресурсов означает бережное, экономное отношение к ним и требует существенной перестройки технологии добычи, переработки, транспортировки, хранения природных материалов, научной разработки мер, направленных на расширенное воспроизводство ресурсов, восстановление нарушенных земель и др.

Главной целью стратегии рационального недродопользования является создание условий для сбалансированного и эффективного использования минеральных ресурсов, обеспечения оптимального уровня их воспроизводства, охраны и обоснованного потребления, направленного на улучшение качества жизни людей.

Для решения этих задач необходим комплексный и системный подход к регулированию вопросов природопользования. Подразумевается сбор, анализ и обобщение информации обо всех видах минеральных ресурсов, составляющих в совокупности объекты недропользования, разработка возможных сценариев их использования в рамках конкретной территории, выбор оптимального варианта и разработка программ освоения.

Экономическая целесообразность использования природных ресурсов региона возможна лишь на основе оптимизации недропользования с учетом комплексной социально-экономической оценки ее природно-ресурсного потенциала, отражаемой в государственных природно-ресурсных и территориальных кадастрах. На базе такой оценки должны выбираться приоритеты вовлечения в производственный процесс тех или иных минеральных ресурсов. Необходимо обосновывать лимиты их использования, определять плату за пользование природными ресурсами, стимулирующую рациональное их использование, а уж затем выдавать лицензии на недропользование.

Региональная экономическая политика в сфере недропользования основывается на следующих принципах:

- принцип эффективности - осуществлять мероприятия экономической политики на основе тщательного анализа последствий принимаемых решений и оценки экономической эффективности;

- принцип самостоятельности - максимально ориентироваться на собственные научные, производственные, сырьевые, финансовые и иные ресурсы области;

- принцип системности - принимать решения в рамках единой политики в соответствии с ее целями и задачами;

- принцип социальной направленности - считать достижение социального эффекта главным приоритетом при разработке и принятии экономических решений;

- принцип разграничения ответственности и полномочий - обеспечивать жестокое ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь при одновременном усилении функций государственного регулирования экономики в тех сегментах, где это необходимо;

- принцип взаимодействия - реализовывать экономическую политику на основе тесного взаимодействия органов государственной власти, предпринимательского сообщества, муниципалитетов, профсоюзов, общественных организаций;

- принцип информационной прозрачности - подготовка и реализация решений в сфере экономической политики должна носить максимально гласный и публичный характер.

Разработка Концепции как метода решения комплексных проблем связана со стратегией и программами социально-экономического развития региона.

Для гарантированного обеспечения потребностей Российской Федерации и Ярославской области в минерально-сырьевых ресурсах Концепцией предусматривается решение следующих основных задач:

1. Заблаговременное и эффективное воспроизводство запасов полезных ископаемых.

2. Обеспечение сложившегося баланса минерального сырья с учетом оптимального размещения месторождений полезных ископаемых на территории области для приоритетного использования собственных полезных ископаемых в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях производства.

3. Оценка перспектив по выявлению нетрадиционных видов полезных ископаемых с целью расширения минерально-сырьевой базы с ориентацией на собственные нужды и на вывоз в другие регионы России.

Концепция рассчитана на период до 2005 и последующие годы. Первым этапом реализации является выполнение мероприятий, предусмотренных проектом сводного перечня геологоразведочных работ на территории Ярославской области на 2001 г., согласованного с Департаментом природных ресурсов по Центральному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации.