АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2001 года N 74-а

О Концепции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области

На основании постановления Правительства области от 13.01.97 N 2-п \"Об упорядочении использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы\" (с изменениями от 16.07.98 N 132-п, от 28.02.2001 N 20-а), протокола N 1/2001 от 24.01.2001 заседания геологической секции экспертно-технического совета Комитета природных ресурсов по Ярославской области Министерства природных ресурсов Российской Федерации и в целях повышения эффективности использования минеральных ресурсов Ярославской области

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Концепцию геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на период 2001 - 2005 и последующие годы (приложение).

2. Предложить Губернатору области утвердить Концепцию геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на период 2001 - 2005 и последующие годы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области Боровицкого М.В.

Губернатор области А.И.Лисицын

ОДОБРЕНА

Постановлением Администрации области от 28.05.2001 N 74-а

КОНЦЕПЦИЯ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на период 2001 - 2005 и последующие годы

ВВЕДЕНИЕ


Полезные ископаемые являются важнейшей составляющей природно-ресурсного потенциала любого административно-территориального образования. Выявление и подготовка месторождений полезных ископаемых к промышленному освоению - это многостадийный процесс, включающий геолого-съемочные, поисковые и разведочные работы, в состав которых входят разнообразные виды исследований: геофизические, гидрогеологические, геохимические, лабораторные, геолого-экономические и другие. Изучение и последующая добыча полезных ископаемых охватывает широкий спектр правовых, экономических, геологических, экологических, организационных и социальных вопросов. Их решение осложняется рядом отраслевых особенностей, главными из которых являются: вероятностный характер результатов труда геологов, достаточно высокая наукоемкость, длительность инвестиционного процесса и значительная зависимость от бюджетного финансирования.

Рыночные условия хозяйствования выдвинули ряд новых социально-экономических проблем, главными из которых являются социальные гарантии, трудовая занятость населения, помощь в поддержании и создании местной инфраструктуры. Это важно учитывать при выборе решения в сфере управления недропользованием на региональном (областном) уровне. Побудительным мотивом изучения вопроса о геологическом изучении недр и добыче полезных ископаемых должно быть четкое обоснование потребности выполнения этих работ с анализом социально-экономических факторов и негативных последствий на окружающую среду и другие виды природных ресурсов. Такой комплексный подход к использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов должен учитывать:

- особенности территориального сочетания минерально-сырьевых, топливно-энергетических, водных, земельных, лесных и биологических ресурсов, их взаимодействие и условия воспроизводства;

- условия и факторы, предопределяющие и обеспечивающие минимальное негативное влияние на экологическую обстановку;

- пути наибольшей экономической эффективности при достижении поставленных производственных и социально-экономических задач.

Ярославская область обладает значительным потенциалом и определенными геологическими предпосылками по выявлению различных полезных ископаемых, что позволяет полностью обеспечить потребности промышленности по некоторым видам товарной продукции и наладить выпуск ее в соседние регионы за счет собственного сырья.

Разумное, экономически и социально оправданное освоение природных ресурсов, выпуск на их основе конкурентоспособной товарной продукции, позволяющей привлечь необходимые инвестиции в производство, тем самым поддержать и развить местную промышленность - основа грамотного регионального управления природно-ресурсным комплексом. Именно поэтому разработка Концепции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на период 2001-2005 и последующие годы (далее Концепция) является актуальной.

Данная проблема не может быть решена без комплексного подхода и проведения единой политики, направленной на повышение эффективности и целенаправленности геологоразведочных работ, финансового обеспечения и контроля за ходом ее проведения.

Исследования проведены в рамках Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов России, разработанной МПР России и другими заинтересованными ведомствами, одобренной Президиумом Правительства РФ от 31.07.1997., а также на основе Геолого-экономического обоснования программы геологоразведочных работ на 1997-2005 годы и Федеральной целевой программы \"Геология и ресурсы недр центра России\", в соответствии со ст. 4 Федерального закона \"О недрах\". Государственным заказчиком Концепции является Администрация Ярославской области и Комитет природных ресурсов по Ярославской области Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Отчет о проведенных исследованиях состоит из 2-х книг:

1 - собственно Концепция;

2 - геолого-экономический анализ и оценка состояния минерально-сырьевой базы по Ярославской области.

Работы выполнены специалистами Калужского отделения Всероссийского института экономики минерального сырья и недропользования. Научно-методическое руководство осуществляли директор КО ВИЭМС кандидат экономических наук Ефремов А.Н. и директор ГУП \"Центргеомониторинг\" доктор геолого-минералогических наук Кузьмин Е.Е.

Активная роль в подготовке и написании данной работы принадлежит председателю Комитета природных ресурсов по Ярославской области Федорову В.М. и главному специалисту комитета по учету и использованию природных ресурсов департамента по управлению государственным имуществом Администрации области Маслову И.А.

Особую благодарность за помощь в работе, ценные советы и рекомендации авторы выражают заместителю председателя Комитета природных ресурсов по Ярославской области (до 01.01.2000) Бондаренко В.В. и начальнику отдела Лабутину Д.И.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Настоящая Концепция является важной составной частью системы управления фондом недр области и разработана для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр, повышения социально-экономического развития региона на основе рационального и сбалансированного использования минеральных ресурсов за счет их более широкого вовлечения в хозяйственный оборот.

Общие проблемы недродопользования:

- несоответствие некоторых норм и актов законодательной базы в сфере недродопользования, особенно в вопросах разделения полномочий и функций по управлению природными ресурсами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- невысокая степень взаимодействия и интеграции между территориальными органами федеральной исполнительной власти при управлении различными видами ресурсов и ведении подсистем экологического мониторинга природной и окружающей среды;

- низкий приток инвестиций по причине энерго-материалоемкого производства и долгосрочного периода окупаемости капитальных вложений;

- недостаточно эффективная система ресурсных платежей и налоговых сборов, не стимулирующих муниципальные образования к расширению природопользования на своих территориях, а субъекты предпринимательской деятельности - к рациональному использованию ресурсов;

- неполное использование рыночных отношений для повышения доходности минерально-сырьевого комплекса;

- отсутствие системы комплексной природно-экономической оценки при выделении отдельных видов природных ресурсов в пользование, несовершенная схема учета изъятых ресурсов и кадастровой оценки объектов;

- изношенность основных фондов, технологическая отсталость хозяйственных предприятий и, как следствие, значительные издержки при производстве товарной продукции, снижение темпов рекультивационных и восстановительных работ;

- зависимость некоторых предприятий области от поставок сырья из других регионов из-за недостаточно эффективного использования собственных ресурсов.

Рациональное использование ресурсов означает бережное, экономное отношение к ним и требует существенной перестройки технологии добычи, переработки, транспортировки, хранения природных материалов, научной разработки мер, направленных на расширенное воспроизводство ресурсов, восстановление нарушенных земель и др.

Главной целью стратегии рационального недродопользования является создание условий для сбалансированного и эффективного использования минеральных ресурсов, обеспечения оптимального уровня их воспроизводства, охраны и обоснованного потребления, направленного на улучшение качества жизни людей.

Для решения этих задач необходим комплексный и системный подход к регулированию вопросов природопользования. Подразумевается сбор, анализ и обобщение информации обо всех видах минеральных ресурсов, составляющих в совокупности объекты недропользования, разработка возможных сценариев их использования в рамках конкретной территории, выбор оптимального варианта и разработка программ освоения.

Экономическая целесообразность использования природных ресурсов региона возможна лишь на основе оптимизации недропользования с учетом комплексной социально-экономической оценки ее природно-ресурсного потенциала, отражаемой в государственных природно-ресурсных и территориальных кадастрах. На базе такой оценки должны выбираться приоритеты вовлечения в производственный процесс тех или иных минеральных ресурсов. Необходимо обосновывать лимиты их использования, определять плату за пользование природными ресурсами, стимулирующую рациональное их использование, а уж затем выдавать лицензии на недропользование.

Региональная экономическая политика в сфере недропользования основывается на следующих принципах:

- принцип эффективности - осуществлять мероприятия экономической политики на основе тщательного анализа последствий принимаемых решений и оценки экономической эффективности;

- принцип самостоятельности - максимально ориентироваться на собственные научные, производственные, сырьевые, финансовые и иные ресурсы области;

- принцип системности - принимать решения в рамках единой политики в соответствии с ее целями и задачами;

- принцип социальной направленности - считать достижение социального эффекта главным приоритетом при разработке и принятии экономических решений;

- принцип разграничения ответственности и полномочий - обеспечивать жестокое ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь при одновременном усилении функций государственного регулирования экономики в тех сегментах, где это необходимо;

- принцип взаимодействия - реализовывать экономическую политику на основе тесного взаимодействия органов государственной власти, предпринимательского сообщества, муниципалитетов, профсоюзов, общественных организаций;

- принцип информационной прозрачности - подготовка и реализация решений в сфере экономической политики должна носить максимально гласный и публичный характер.

Разработка Концепции как метода решения комплексных проблем связана со стратегией и программами социально-экономического развития региона.

Для гарантированного обеспечения потребностей Российской Федерации и Ярославской области в минерально-сырьевых ресурсах Концепцией предусматривается решение следующих основных задач:

1. Заблаговременное и эффективное воспроизводство запасов полезных ископаемых.

2. Обеспечение сложившегося баланса минерального сырья с учетом оптимального размещения месторождений полезных ископаемых на территории области для приоритетного использования собственных полезных ископаемых в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях производства.

3. Оценка перспектив по выявлению нетрадиционных видов полезных ископаемых с целью расширения минерально-сырьевой базы с ориентацией на собственные нужды и на вывоз в другие регионы России.

Концепция рассчитана на период до 2005 и последующие годы. Первым этапом реализации является выполнение мероприятий, предусмотренных проектом сводного перечня геологоразведочных работ на территории Ярославской области на 2001 г., согласованного с Департаментом природных ресурсов по Центральному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЕОЛОГИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1. Географо-экономическая характеристика

Ярославская область образована 11 марта 1936 г. Она граничит с Московской, Вологодской, Тверской, Костромской, Ивановской и Владимирской областями. Расстояние от Ярославля до Москвы -282 км.

Территория области занимает площадь 36,4 тыс. км2 и располагается в пределах листов государственной разграфки О-37 - IХ, Х, XIV, XV, XVI, XVIII, XX, XXI, XXII, XXIII, XXVII, XXVIII, XXIX, XXXIII, XXXIV. Общая численность населения на 01.01.97 г. составила 1443 тыс. человек, из них городское - 1161 тыс. чел. Средняя плотность населения - 39,6 человек/км2. В области 11 городов и 16 поселков городского типа. Наиболее крупными городами являются Ярославль (627 тыс.чел.), Рыбинск (246 тыс.чел.) и Тутаев (46 тыс.чел.).

Большая часть территории области представляет собой слабохолмистую равнину. С юго-запада на северо-восток протягивается полоса возвышенностей: Борисо-Угличская, Даниловская. В южной части области находятся северные склоны Клинско-Дмитровской гряды. На северо-западе - Молого-Шекснинская низина, на востоке - Ярославско-Костромская и Ростовская, на юге - Волжско-Нерльская. В пределах Ярославской области находится национальный парк "Плещеево озеро" и часть Дарвинского заповедника.

Основной водной артерией является река Волга. Ее ширина составляет 520-700 м, глубина достигает 8 м, скорость течения изменяется от 0,3 до 1,5 м/с. Озер - 83, наиболее крупные из них - Неро и Плещеево.

Климат области умеренно-континентальный, с умеренно теплым летом. Среднегодовая температура плюс 3-3,50 С. Средняя температура января составляет минус 10,50 С. Средняя температура июля - плюс 17,50 С. Промерзание грунта -1,5 м. Продолжительность отопительного сезона 200-230 дней.

Среднегодовое количество осадков составляет 500-600 мм, в наиболее влажные годы - 900 мм, в сухие - 300-350 мм. В теплое время года выпадает около 73% годового количества. Снежный покров обычно образуется в ноябре и удерживается до середины апреля (150-170 дней). Его толщина 45-55 см. Ледостав образуется во второй половине ноября, вскрытие рек - в третьей декаде апреля.

Почти половину территории области занимают леса. Выделены две подзоны: тайга и смешанные леса. В смешанных лесах помимо ели, сосны, осины и березы, преобладающих в тайге, произрастают и более теплолюбивые широколиственные виды: дуб, клен, липа и др.

Регион экономически освоенный. Промышленность представлена предприятиями машиностроения по производству дизельных и электрических двигателей, полимерного, пищевого, полиграфического оборудования, деревообрабатывающих станков, приборов, дорожных машин и др. Развита химическая и нефтехимическая (синтетический каучук, шины, лакокрасочная продукция, фотобумага и др.), нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая, деревообрабатывающая отрасли и стройиндустрия.

Налажена добыча различных видов нерудного сырья, торфа, сапропеля, минеральных и пресных вод. Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых, льна, картофеля и овощей, молочном скотоводстве, птицеводстве.

Область имеет развитую сеть автомобильных и железнодорожных путей, по которым осуществляются межобластные и межрегиональные связи. Для судоходства используется р. Волга и Рыбинское водохранилище. Основные объекты энергоснабжения - Угличская и Рыбинская электростанции Верхневолжского каскада.

2.2. Стратиграфия

Ярославская область расположена в центральной части Русской платформы. В ее геологическом разрезе выделяются два резко отличающихся между собой структурных комплекса. Нижний кристаллический фундамент, сложен метаморфическими образованиями, сильно дислоцированными и прорванными интрузивами магматических пород различного состава и возраста. Верхний - осадочный чехол, представлен горизонтально или слабонаклонно залегающими отложениями рифея, венда, палеозойской, мезозойской и кайнозойской групп.

ФУНДАМЕНТ. Среди образований кристаллического фундамента в центральных районах Русской плиты выделяются породы архея и нижнего протерозоя, различающиеся по петрографическому составу и степени метаморфизма. Архейская группа и породы нижнего протерозоя представлены парагнейсами, амфиболитами, мигматитами, кристаллическими сланцами, филлитами, кварцитами, мраморами, мигматизированными гнейсами, кварцито-песчаниками. Глубина залегания пород фундамента колеблется от 2,0 км на юге области до 3,5 км на северо-востоке. Они вскрыты единичными буровыми скважинами (Переславль-Залесский, Рыбинск, Ростов, Данилов, Любим, Пошехонье), поэтому представление о структуре фундамента базируется главным образом на данных геофизических исследований.

ПЛАТФОРМЕННЫЙ ЧЕХОЛ. Представлен отложениями рифея, венда, кембрийской, ордовикской, силурийской, каменноугольной, пермской, триасовой, юрской, меловой, неогеновой и четвертичной систем.

Рифей развит во всех грабенообразных прогибах, представлен красноцветными песками и песчаниками, мощностью до 350 м.

Венд имеет повсеместное распространение, сложен полевошпатово-кварцевыми песчаниками и аргиллитами, мощностью 350-600 м.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»