ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 марта 2008 года N 41
О Методике оценки и рейтингования областных целевых программ
В редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105
В соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ" для повышения результативности и эффективности программных расходов, концентрации ресурсов областного бюджета на наиболее значимых направлениях, соответствующих приоритетам социально-экономического развития области, (преамбула в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки и рейтингования областных целевых программ (далее - Методика).
2. Отечественным исполнителям (координаторам) областных целевых программ представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области данные оценки областных целевых программ, проведённой в соответствии с Методикой: (абзац в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
- при согласовании проектов нормативных правовых актов об утверждении (одобрении) областных целевых программ;
- при корректировке областных целевых программ;
- в соответствии со сроками бюджетного планирования одновременно с бюджетными заявками, представляемыми в уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области на очередной финансовый год и планируемый период;
- одновременно с отчётами о ходе реализации областных целевых программ.
3. Заместителю Губернатора области Елфимову И.С. совместно с уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области учитывать результаты интегральной оценки областных целевых программ при формировании перечня областных целевых программ на очередной финансовый год. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Губернатора области
от 03.03.2008 N 41
1. Общие положения
1.1. Методика оценки и рейтингования областных целевых программ (далее - Методика) разработана в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ", c учётом Положения по оценке федеральных целевых программ в 2005 году, утверждённого Министром экономического развития и торговли Российской Федерации 11 марта 2005 года. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
1.2. Цель разработки Методики - создание инструментария комплексной (многоаспектной) формализованной оценки качества разработки областных целевых программ (подпрограмм) (далее - программы, программа), а также результативности и эффективности программных расходов при решении вопросов распределения ограниченных объёмов бюджетного финансирования по отдельным программам. Разработка и применение аппарата оценки программ направлены на обеспечение объективного и эффективного решения задач концентрации ресурсов областного бюджета на наиболее значимых и эффективных направлениях, соответствующих приоритетам социально-экономического развития области.
1.3. Назначение Методики - организационно-методическая регламентация комплексной оценки хода выполнения программ, их соответствия требованиям законодательства и принципам программно-целевого планирования, а также деятельности государственных заказчиков по обеспечению достижения целей программ.
1.4. Результаты интегральной оценки программ используются для их ранжирования в целях обеспечения объективности решений:
- об утверждении объёмов финансирования программ из областного бюджета на очередной финансовый год;
- о корректировке действующих программ;
- о временной приостановке финансирования программ из средств областного бюджета или прекращении их действия.
1.5. В основу Методики положен комплекс вопросов, отражающих основополагающие принципы программно-целевого метода планирования, а также важнейшие требования к разработке и реализации программ, содержащиеся в нормативных правовых актах Российской Федерации и Ярославской области. Вопросы сгруппированы по следующим разделам:
- "Проблема, цели и содержание программы"- определяется ясность целей, их соответствие подлежащей решению проблеме и приоритетам социально-экономического развития, закреплённым в официальных документах, а также адекватность предлагаемых механизмов решения проблемы;
- "Стратегическое планирование и принципы реализации"- оценивается наличие долгосрочных и годовых целей реализации программы и показателей её результативности;
- "Управление программой и контроль за ходом её реализации"- оценивается уровень менеджмента программы, включая финансовый мониторинг и контроль за исполнением программных мероприятий;
- "Результаты хода реализации программы"- оценивается ход реализации программы с точки зрения поэтапного достижения долгосрочных и обеспечения реализации годовых целей программы.
1.6. Перечень вопросов (критериев оценки), регламентация ответов, требования к их обоснованию и документальному подтверждению, используемых при оценке и рейтинговании областных целевых программ, приведены в таблице (приложение к Методике).
1.7. Для проведения оценки используются электронные таблицы.
2. Порядок проведения оценки и рейтингования программ
Проведение оценки программ осуществляется в следующем порядке:
2.1. Подготовка ответственными исполнителями программ необходимых материалов и заполнение форм оценки для каждой из программ (внутренняя оценка). (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
2.2. Представление таблиц оценки и обосновывающих материалов в уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области.
2.3. В случае, если между ответственным исполнителем программы и уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области по какой-либо позиции не будет достигнуто единого мнения, принимается преобладающее мнение независимых экспертов, в качестве которых поочередно выступают сотрудники всех органов исполнительной власти Ярославской области или структурных подразделений аппарата Правительства области - ответственных исполнителей программ, должностными регламентами которых предусматривается участие в разработке или согласовании проектов областных целевых программ. Предложения по кандидатурам экспертов направляются руководителем органа исполнительной власти Ярославской области или структурного подразделения аппарата Правительства области на основании соответствующего запроса уполномоченного органа. Экспертное заключение оформляется в письменном виде за подписью независимого эксперта. Данные о персональном составе группы экспертов являются конфиденциальными и могут предоставляться только по письменному поручению заместителя Губернатора области, курирующего деятельность уполномоченного органа исполнительной власти, в соответствии с действующим законодательством. При подготовке экспертного заключения учитываются мнения ответственного исполнителя программы и уполномоченного органа, представленные независимому эксперту в письменном виде. По каждому вопросу число экспертов не может быть менее трех. В двухдневный срок после представления экспертных заключений в уполномоченный орган копии экспертных заключений без указания фамилий, имён и отчеств независимых экспертов направляются уполномоченным органом ответственному исполнителю программы или размещаются в электронном виде на сайте уполномоченного органа. Сотрудники органов исполнительной власти Ярославской области или структурных подразделений аппарата Правительства области – ответственных исполнителей оцениваемой программы – не могут выступать в качестве независимых экспертов по вопросам, касающимся данной программы. (абзац в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
2.4. Формирование окончательного варианта таблиц оценки с проставлением частных оценок программ по разделам и общих (интегральных) оценок программ.
2.5. Подготовка по итогам сводных результатов оценки и рейтингования предложений ответственными исполнителями программ (абзац в редакции постановления Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105):
- о продолжении реализации программ в существующей редакции;
- об изменении объёмов финансирования программ на очередной финансовый год;
- о направлениях корректировки действующих программ;
- о временной приостановке финансирования программ из средств областного бюджета или прекращении их действия.
3. Порядок определения численных значений по разделам, интегральной оценки (рейтинга) и качественной характеристики программы
Оценка и рейтингование реализуемых программ и программ, намечаемых к реализации (в том числе проектов программ), осуществляется раздельно. (абзац введен: постановление Правительства ЯО от 25.12.2009 N 1250-п ru 76000200901105)
3.1. Для расчета итоговых данных по каждому разделу вопросов, указанных в разделе 2 Методики, используются следующие показатели:
- количество вопросов - N i
- количество положительных ответов - аi,1
- количество ответов "в значительной степени"- аi,2
- количество ответов "в незначительной степени"- аi,3
- количество отрицательных ответов - аi,4
- количество ответов "вопрос неприменим"-аi,5
3.2. Итоговая оценка программы по разделу i рассчитывается по формуле:
Ri = (аi,1 + аi,2 ( 0,67 + аi,3 ( 0,33) ( (100 / (N i - аi,5)).
3.3. Интегральная оценка реализуемых программ рассчитывается по формуле:
(Rp) = R1 ( 0,35 + R2 ( 0,25 + R3 ( 0,15 + R4 ( 0,25.
3.4. Интегральная оценка намеченных к реализации программ рассчитывается по формуле:
(R p) = R1 ( 0,58 + R2 ( 0,42.
3.5. Численные значения интегральной оценки Rp (R p) и качественная характеристика Программы:
- высокоэффективная: Rp ( 85%;
- эффективная: 70% ( Rp < 85%;
- недостаточно эффективная: 40% ( Rp < 70%;
- неэффективная: Rp < 40%.
Приложение
к Методике
Перечень вопросов (критериев оценки), регламентация ответов, требований к их обоснованию и документальному подтверждению, используемых при оценке и рейтинговании областных целевых программ
N п/п | Номер и наименование раздела, вопроса | Допустимые варианты ответов | Функциональное назначение вопроса | Требования к обоснованию ответа | Требования к документальным подтверждениям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Проблема, цели и содержание программы | |||||
1.1. | Соответствует ли содержание решаемой проблемы приоритетам, определенным стратегией, программой социально-экономического развития Ярославской области, планами по реализации приоритетных национальных проектов, планами мероприятий по реализации посланий | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет" | вопрос включен для оценки соответствия решаемых программой проблем приоритетам, определенным в основополагающих программно-плановых документах области | для ответа "да" необходимо, чтобы содержание решаемой проблемы соответствовало приоритетам, определенным всеми перечисленными документами; | приводятся наименования соответствующих документов, ссылки на положения этих документов с указанием соответствующих структурных элементов (разделов, пунктов и т.п.) |
Президента Российской Федерации на территории области на соответствующий период? | |||||
1.2. | Соответствует ли содержание решаемой проблемы и всех программных мероприятий полномочиям Ярославской области как субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счёт средств областного бюджета, предусмотренным федеральным законодательством? | "да", "нет" | вопрос включен для идентификации поставленных проблем как проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти Ярославской области | ответ "да" подразумевает обязательное заполнение графы 6 данного перечня вопросов | указывается конкретная статья соответствующего федерального закона |
1.3. | Разработана ли данная программа в порядке выполнения требований или рекомендаций федерального законодательства, | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет" | вопрос включен для идентификации программы как программы, разработанной во исполнение требований и | ответ "да" дается в случае, если программа разработана в порядке выполнения требования федерального закона о наличии такой программы или требования | приводятся наименования соответствующих документов, ссылки на положения этих документов с указанием |
1.4. | Достигается ли в рамках программы высокий уровень софинансирования мероприятий из различных источников? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет", "вопрос не применим" | вопрос включен для оценки степени привлечения средств из различных источников для решения проблем социально-экономического развития Ярославской области | ответ "да" предполагает софинансирование по программе из средств федерального бюджета и (или) внебюджетного фонда на уровне не ниже 50% от общей суммы расходов по программе; | ссылка на соответствующие документы и положения программы |
1.5. | Существует ли тесная взаимосвязь между показателями программы и показателями социально-экономического развития Ярославской области? | "да", "нет" | вопрос включен для идентификации поставленных проблем как проблем социально-экономического развития Ярославской области | ответ "да" подразумевает обязательное заполнение графы 6 данного перечня вопросов | указывается наименование конкретного показателя и ссылка на документ (прогноз, страте гию, программу социально-экономического развития Ярославской области, основные направления деятельности Правительства области, перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), идентифицирующий данный показатель как показатель социально-экономического развития области; |
1.6. | Обусловлена ли необходимость решения проблемы в Ярославской области худшими, по сравнению со среднероссийскими, средними по ЦФО, показателями или значительными отклонениями от установленных нормативов* (стандартов)? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет" | вопрос включен для учета степени актуальности решаемой проблемы | ответ "да" подразумевает худшие, по сравнению со среднероссийскими и средними по ЦФО, значения показателей, характеризующих проблему в Ярославской области, при их отрицательной динамике за период, предшествующий началу реализации программы (не менее срока реализации программы), или отклонение от норматива* не менее чем на 50% при отрицательной динамике данных отклонений; | ссылка на соответствующие документы и разделы программы |
1.7. | Обеспечивается ли программой комплексное решение проблемы социально-экономического развития области? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет" | вопрос введен для оценки комплексности проработки проблемы и способов её решения | ответ "да" предполагает | подтверждения представляются в произвольной форме со ссылкой на необходимые документы (программы) с указанием соответствующих структурных элементов (разделов, пунктов и т.п.) |
2. Стратегическое планирование и принципы реализации программы | |||||
2.1. | Является ли результатом реализации программы окончательное решение или достижение приемлемого уровня решения сформулированной проблемы? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет" | вопрос включен для оценки степени решения проблемы в ходе реализации программы | ответ "да" подразумевает окончательное решение проблемы либо достижение по завершении программы лучшего, по сравнению со среднероссийским и средним по ЦФО, уровня значений показателей, характеризующих проблему, или достижение норматива* и отсутствие необходимости разработки аналогичной по целям и задачам программы на следующий период; | ссылка на соответствующие документы и разделы программы |
2.2. | Соответствует ли структура и процесс разработки программы требованиям Порядка разработки, принятия и реализации областных целевых программ? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет" | вопрос включен для оценки степени проработки программы в соответствии с требованиями указанного Порядка | ответ "да" подразумевает соответствие программы требованиям действующей редакции указанного Порядка; | ссылки на соответствующие разделы программы |
2.3. | Оформлялись ли между ответственным исполнителем и предприятиями (организациями) - участниками программы соглашения о намерениях, договоры или другие документы, предусматривающие обязательства по финансированию соответствующих мероприятий из внебюджетных источников? | "да", "нет", "вопрос не применим" | вопрос соответствует требованиям, относящимся к документальному оформлению организации исполнения мероприятий, предусматривающих финансирование (софинансирование) из внебюджетных источников | для положительного ответа необходима ссылка на реквизиты соответствующих документов; | ссылки на заключенные соглашения (договоры), иные документы |
2.4. | Соответствуют ли фактические расходы на реализацию программы из областного бюджета за прошедший период её реализации параметрам финансирования, предусмотренным действовавшими в соответствующем периоде редакциями программы? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет", "вопрос не применим" | вопрос сфокусирован на соответствии фактических объемов фи нансирования программы по данному источнику объемам, определенным действовавшими в соответствующем периоде редакциями программы; | ответ "да" предполагает, что фактические расходы составляют не менее 90% от предусмотренных действовавшей в соответствующем периоде редакцией программы; | сравнительные данные о фактических и первоначально запланированных объемах финансирования из областного бюджета за прошедший период реализации программы (в сопоставимых ценах) |
2.5. | Соответствуют ли фактические расходы на реализацию программы за счёт средств местных бюджетов за прошедший период её реализации параметрам финансирования, предусмотренным действовавшими в соответствующем периоде редакциями программы? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет", "вопрос не применим" | вопрос сфокусирован на соответствии фактических объемов финансирования программы по данному источнику объемам, определенным действовавшими в соответствующем периоде редакциями программы; | ответ "да" предполагает, что фактические расходы не менее предусмотренных действовавшей в соответствующем периоде редакцией программы; | сравнительные данные о фактических и первоначально запланированных объемах финансирования из местных бюджетов за прошедший период реализации программы (в сопоставимых ценах) |
2.6. | Соответствуют ли фактические расходы на реализацию программы за счёт средств из прочих источников за прошедший период её реализации параметрам финансирования, предусмотренным действовавшими в соответствующем периоде редакциями программы? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет", "вопрос не применим" | вопрос сфокусирован на соответствии фактических объемов финансирования программы по данным источникам объемам, определенным действовавшими в соответствующем периоде редакциями программы; | ответ "да" предполагает, что фактические расходы не менее предусмотренных действовавшей в соответствующем периоде редакцией программы; | сравнительные данные о фактических и запланированных объемах финансирования из прочих источников за прошедший период реализации программы (в сопоставимых ценах) |
2.7. | Позволяют ли утвержденные в программе методики делать однозначное заключение о результативности и эффективности реализации программы в каждом отчетном периоде? | "да", "нет" | вопрос отражает возможность оперативного контроля результативности и эффективности бюджетных расходов | для положительного ответа на вопрос утвержденные в программе методики должны позволять производить оценку результативности и эффективности реализации программы ежеквартально | ссылка на методику |
2.8. | Обеспечивалось ли в процессе формирования программы активное участие органов местного самоуправления, на территории которых планировалась её реализация? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", | вопрос введен для отражения качества первоначальной проработки программы | ответ "да" подразумевает участие в работе межфункциональной рабочей группы представителей всех муниципальных образований, на территории которых планируется её реализация; | ссылки на соответствующие разделы программы и решения о составе межфункциональных рабочих групп |
3. Управление программой и контроль за х одом её реализации | |||||
3.1. | Принимаются ли ответственным исполнителем при сокращении объемов финансирования из областного бюджета по сравнению с предусмотренными в программе дополнительные меры по привлечению средств из других источников? | "да", "нет", "вопрос не применим" | вопрос включён для учета усилий ответственного исполнителя в части дополнительных мер по привлечению внебюджетных источников, средств местных бюджетов для реализации мероприятий программы в установленные сроки при сокращении объемов финансирования из областного бюджета работ по программе по сравнению с предусмотренными программой | для положительного ответа необходимо, чтобы ответственным исполнителем за прошедший период реализации программы осуществлялось дополнительное привлечение внебюджетных средств и/или средств местных бюджетов в случае сокращения финансирования из областного бюджета; | данные о дополнительных (по сравнению с предусмотренными в программе) объемах финансирования программных мероприятий за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников |
3.2. | Обеспечена ли за прошедший период реализации программы совокупная доля затрат на капитальные вложения и НИОКР в общем объёме финансирования на уровне не ниже предусмотренного в программе? | "да", "нет", "вопрос не применим" | постановка вопроса обусловлена требованием соблюдения комплексности решения проблемы, характеризуемой в том числе соблюдением предусмотренной в программе структуры финансирования по видам расходов | ответ "да" предполагает, что указанное соотношение в целом за прошедший период реализации программы соблюдается (+ 10% в сопоставимых ценах); | данные о фактической и запланированной структуре финансирования за прошедший период реализации программы (в сопоставимых ценах) |
3.3. | Организовано ли ответственным исполнителем, исполнителями заблаговременное размещение государственного заказа по мероприятиям программы? | "да", "нет", "вопрос не применим" | вопрос включён для учёта своевременности заключения контрактов с поставщиками товаров и исполнителями работ, услуг в сроки, не ставящие под угрозу срыва выполнение программных мероприятий | ответ "да" предполагает, что все процедуры проведены заблаговременно и отсутствуют факты внесения изменений в документацию по процедурам закупки; | факты нарушения указанного требования для подтверждения ответа "нет" |
3.4. | Показали ли проведённые проверки отсутствие недостатков в ходе реализации программы? | "да", "нет", "вопрос не применим" | вопрос сфокусирован на важном для оценки программ факторе - наличии оценок хода реализации программы от независимых источников | ответ "да" предполагает отсутствие фактов нарушения законодательства, нецелевого и неэффективного использования средств, поставки некачественных товаров, отрицательных последствий программы; | ссылки на соответствующие документы |
4. Результаты хода реализации программы | |||||
4.1. | Обеспечена ли достаточная результативность (степень достижения запланированных результатов) программы? | "да", "в значительной степени", | вопрос введён для учета важного для оценки программ фактора - её результативности; | для ответа "да" необходимо, чтобы результативность программы по результатам последней оценки была не ниже высокой; | оценка результативности программы в соответствии с утвержденной методикой |
4.2. | Обеспечена ли достаточная степень эффективности реализации программы? | "да", "в значительной степени", "в незначительной степени", "нет", "вопрос не применим" | вопрос введен для отражения эффективности хода реализации программы | для ответа "да" необходимо, чтобы эффективность реализации программы по результатам последней оценки была не ниже высокой; | ссылки на соответствующие документы |
* Под нормативом в данном случае подразумевается регламентированная величина какого-либо показателя, характеризующая приемлемый уровень решения проблемы.
Список используемых сокращений: НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ЦФО - Центральный федеральный округ".