Совершенствование управления в условиях рыночной экономики основано на балансе производственно-экономических и природно-социальных аспектов при удовлетворении спроса предприятий и населения региона в минеральном сырье и продуктах его передела.
Наиболее важные аспекты в совершенствовании управления:
1. Формирование кадастра природных ресурсов.
2. Совершенствование системы лицензирования отдельных видов деятельности в сфере недропользования.
3. Организация системы аудита недропользования.
4. Усиление контроля за рациональным использованием недр.
5. Развитие системы целевого планирования.
6. Расширение нормативно-правового обеспечения рационального недропользования.
7. Повышение геолого-экологической культуры населения.
8. Совершенствование информационной системы мониторинга.
Остановимся более подробно на вышеуказанных аспектах.
9.1. Формирование комплексного кадастра природных ресурсов
Необходимость создания комплексных территориальных кадастров минеральных ресурсов обусловлена проведением экономической реформы и переходом к рыночным отношениям, а также решением задачи инвентаризации и адресной (картографической) привязки минеральных ресурсов (объектов), оценки их состояния в натуральных и экономических показателях.
Использование минерально-сырьевого потенциала любого региона возможно в различных вариантах и по разным сценариям. Большое значение при определении вариантов имеет экологическая обстановка в регионе, поскольку от нее в конечном счете может зависеть эффективность выбранного варианта.
К задачам по инвентаризации, оценке и классификации минеральных ресурсов и объектов добавляется важная задача интегрирования указанных оценок в экологическую ситуацию конкретной территории, начиная с самого нижнего уровня - муниципального образования.
Информация о минерально-сырьевом потенциале территории тесно связана с такими важнейшими рычагами управления в области недропользования и охраны окружающей среды, как экологическая экспертиза и лицензирование.
В сложившейся практике отраслевого недропользования даже не ставится вопрос об экономической целесообразности использования какого-либо минерального сырья с учетом экологической ситуации на территории или об оптимизации недропользования в целом. Такая постановка вопроса и его решение были бы возможны при комплексной социально-экономической оценке минерально-сырьевого потенциала территории. На основе такой оценки должно приниматься решение о приоритетах использования тех или иных минеральных ресурсов на конкретной территории, после чего обосновываются региональные лимиты их использования с учетом экологической обстановки.
На основании выбранных приоритетов использования минерально-сырьевого потенциала территории и оценки его состояния определяется плата за использование минеральных ресурсов, стимулирующая рациональное их использование и улучшение экологической ситуации в регионе.
Информационной основой региональной системы управления рациональным недропользованием должен стать комплексный территориальный кадастр минеральных ресурсов (КТКПР).
КТКПР представляет собой государственный свод данных о минеральных ресурсах и объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития, налогообложения и обеспечения рационального недропользования.
Создание такой системы должно происходить на основе единого организационного, методического, метрологического, нормативного и программного подхода к формированию базы данных, взаимодействию и координации всех ведомственных и региональных служб.
Проведенная в 2000 г. реорганизация органов государственной власти с объединением функций управления минеральными, водными и лесными ресурсами, охраной окружающей среды под эгидой Министерства природных ресурсов РФ позволяет более целенаправленно приступить к решению этих задач. Большой опыт в этой сфере имеет Ярославское межрегиональное государственное научно-производственное предприятие кадастров природных ресурсов (НПП \"Кадастр\"). Вопросы информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления, совершенствования системы учета, оценки и использования природных ресурсов на территории Ярославской области входят в компетенцию Комитета по учету и использованию природных ресурсов, Департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования, Администрации Ярославской области.
9.2. Совершенствование системы лицензирования отдельных видов деятельности в сфере недропользования
Отсутствие лицензирования недропользования приводит к появлению экологически опасных товаров, некачественно выполненным работам и услугам, которые непосредственно или на последующих стадиях могут оказать негативное влияние на окружающую природную среду и здоровье населения.
"Порядок ведения лицензионной деятельности" регулирует следующие вопросы: правила ведения лицензионной деятельности, процедуру получения лицензии или отказа в ее выдаче (приостановлении действия), контроль и ответственность в этой сфере как организаций, так и уполномоченных органов, выдающих лицензии.
Работа в условиях рыночной экономики выдвинула ряд новых социально-экономических проблем, главными из которых являются вопросы трудовой занятости населения, социальных гарантий, помощи в поддержании и создании местной социальной инфраструктуры. Без учета этих моментов нельзя верно принять решение, касающееся вопросов управления фондом недр на территориальном (областном) уровне.
Побудительным мотивом для рассмотрения вопросов недропользования должно быть четкое обоснование потребности проведения соответствующих эксплуатационных работ с анализом социально-экономических факторов и негативных последствий на окружающую среду. При рассмотрении и принятии решения о выдаче (отказе) лицензии на соответствующий вид недропользования необходимо учитывать территориальный аспект размещения объекта на основе комплексной оценки и материалов геолого-экономического районирования, с учетом минимизации социально-экологического ущерба от этой деятельности.
По мнению ученых и специалистов ( Комаров М.А., Мелехин Е.С. и др.), с начала лицензирования и практически до настоящего времени наблюдалась тенденция на либерализацию получения права на пользование участками недр, что выражалось в следующем: