Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА


Исходя из прогноза социально - экономического развития области до 2005 года ожидается, что ситуация в сфере занятости будет оставаться достаточно сложной: общая безработица превышает объемы регистрируемой безработицы, сохраняется дифференциация территорий области по уровню безработицы.

К числу ключевых проблем рынка труда области на 2002 - 2005 годы относятся:

1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, проявляющаяся в дифференциации территориальных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан. Прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики, отдельные положения нового Трудового кодекса могут усугубить ситуацию на рынке труда и обусловят необходимость повышения трудовой мобильности граждан.

2. Недостаточная адаптированность системы образования к требованиям рынка труда, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессионально - квалификационном разрезе. По экспертным оценкам, в период 2002 - 2005 гг. до 40% выпускников профессиональных учебных заведений (специалистов) не смогут трудоустроиться по полученной профессии (специальности).

3. Недостаточное развитие системы внутрипроизводственного (внутрифирменного) обучения, что сдерживает трудовую мобильность работников.

4. Низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, граждан, уволенных с военной службы и др.), которая обусловлена ужесточением требований работодателей к рабочей силе, что проявляется в селективном подходе при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, знания иностранных языков и т.д.

5. Несоответствие уровня заработной платы работников бюджетной сферы и уровня прожиточного минимума.

6. Ограниченность сферы приложения труда в сельской местности.

В этой связи важнейшими задачами политики занятости до 2005 года следует считать:

- расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости;

- осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

- проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;

- дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

- развитие предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг и сельской самозанятости;

- совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности региона в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов населения;

- улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении; расширение доступа населения к информации о вакансиях;

- оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

- повышение мобильности рабочей силы посредством повышения эффективности системы профессионального обучения и переобучения;

- координация профессионально - квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью регионального рынка труда;

- содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые поступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования;

- разработка комплексных мер по государственной поддержке мигрантов из стран СНГ для работы в сельскохозяйственном производстве с предоставлением постоянного места жительства.