Существует ряд сложностей в системе начального профессионального образования (далее - НПО), влияющих на социальное развитие области, а именно:
- ориентация значительного количества выпускников школ на получение высшего профессионального образования, в то время как 80% от общего числа вакансий регионального рынка труда составляют рабочие профессии;
- повышение спроса работодателей на высококвалифицированную рабочую силу, эта тенденция усилится при переходе области на инновационное развитие;
- старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих, снижение мотивации молодежи к обучению рабочим профессиям;
- значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости и количеству вакансий;
- формирование работодателями качественно новых требований к квалификации работников, включающих в себя коммуникативные, информационные компетенции, способности к саморазвитию;
- недостаточное количество мест и программ НПО для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями;
- отставание материально-технической, лабораторно-опытной базы НПО от требований, которые предъявляются к подготовке современных высококвалифицированных рабочих кадров.
Для системы высшего образования области характерны следующие трудности:
- отчетливая направленность системы на подготовку специалистов по экономике (бухгалтеров, финансистов, менеджеров подготовлено с большим избытком; это привело к тому, что они стали приниматься на должности, где достаточно среднего специального образования: кассиры в банках, операционисты, менеджеры по продажам (фактически продавцы) в магазинах);
- снижение престижности получения высшего образования, которое стало за не очень большую плату доступно многим, но это привело к снижению квалификации как студентов, так и преподавателей. Очень часто в филиалах вузов работают совместители, предъявляющие там требования более низкие, по сравнению с требованиями, которые они предъявляют на их основной работе; в ряде филиалов ослаблены требования при поступлении, экзамены проходят в виде собеседований или носят формальный характер;
- несовпадение структуры подготовки вузовских специалистов со структурой потребности в них на рынке; острая нехватка выпускников с инженерными специальностями;
- недостаточность материальной базы в ряде филиалов, острая нехватка площадей, бедность книжного фонда, нехватка вычислительной техники, бедность методического обеспечения, следствием этого является слабая подготовка студентов;
- обучение с полной компенсацией затрат, возникшее в ряде непрофильных вузов (экономистов стали готовить в педагогическом и техническом университетах, вместо филологов готовят специалистов по рекламе).
Дальнейшее развитие системы профессионального образования должно быть направлено на модернизацию системы образования области, уничтожение диспропорции, сложившейся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка. Сбалансированная система образования способствует повышению в молодежной среде уровня социального оптимизма и готовности к жизни и работе в новых условиях.
Наличие системы среднего и высшего профессионального образования, откорректированного с учётом интересов отраслей хозяйственного комплекса, позволит замкнуть цепочку непрерывного образования, тем самым способствовать развитию экономики области и снижению оттока молодежи в другие регионы страны.
Для дальнейшего развития сети учреждений начального и среднего профессионального образования в области рекомендуется предусмотреть:
- строительство новых учреждений профессионального образования в комплексе с общежитиями, бытовыми помещениями, спортивными сооружениями;
- реконструкцию действующих учреждений профессионального образования как путем их фактической замены, так и путем расширения - достройки недостающих площадей учебных мастерских, общежитий, бытовых помещений;
- техническое оснащение современным оборудованием, и, прежде всего, ускорение компьютеризации;
- оптимизацию структуры и реорганизацию сети учреждений профессионального образования и создание на их базе отраслевых ресурсных центров;
- формирование регионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации руководящих и педагогических работников.
Система профессионального образования начинает формироваться на районном уровне обслуживания, включая в состав районных центров учебные зоны средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, колледжей. На уровне межрайонного обслуживания в центрах, кроме средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, колледжей, могут осуществлять образовательные услуги филиалы вузов. На областном уровне присутствуют учреждения профессионального образования всех уровней - среднего и высшего. Профиль и ёмкость учреждений профессионального образования определяются потребностями рынка труда.