Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области

2.9.6. Контроль загрязнения окружающей среды


Вопросы осуществления государственного мониторинга окружающей среды регулируются Земельным, Водным и Лесным кодексами Российской Федерации, федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "О гидрометеорологической службе", "О недрах", "О животном мире", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "Об охране озера Байкал", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Порядок организации и проведения государственного мониторинга окружающей среды определяется рядом нормативных правовых актов, относящихся к двум сферам правового регулирования, - законодательству о природных ресурсах и об охране окружающей среды.

В соответствии с законодательством о природных ресурсах осуществление государственного мониторинга земель, водных объектов и объектов животного мира регулируется соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Государственный мониторинг состояния недр Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов России, государственный мониторинг лесов осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Рослесхоза. В настоящее время Минсельхозом России по поручению Правительства Российской Федерации завершается подготовка соответствующего нормативного акта, регулирующего осуществление государственного мониторинга водных биоресурсов.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" основной целью природоохранной составляющей государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) является получение и предоставление информации о состоянии окружающей среды, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения её состояния, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) определяется как "комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза её изменений под воздействием природных и антропогенных факторов", а государственный мониторинг - как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время порядок организации и функционирования этой комплексной системы регулируется постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды". Её основной задачей является наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и морей, почв, оценка и прогноз их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов. Физические и химические процессы, происходящие именно в этих компонентах окружающей среды, а также их загрязнение оказывают воздействие на здоровье человека, состояние животного, растительного мира и экосистем в целом, а также на деятельность отраслей экономики.

Мониторинг атмосферного воздуха

В любом городе имеются разнообразные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Для получения надёжной оценки загрязнения воздуха служит мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием воздуха и степени его загрязнения, включающая оценку и прогноз. Согласно Федеральному государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - ЯЦГМС) с 1972 года занимается проведением наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на стационарных постах г. Ярославля и Ярославской области и является единственной организацией в области, имеющей лицензию на проведение этих работ.

В соответствии с рекомендациями для критериев качества атмосферного воздуха, предложенными Всемирной организацией здравоохранения для Европы, к загрязняющим веществам, вызывающим особую тревогу, относятся: оксид углерода, озон, диоксид азота, диоксид серы, взвешенные вещества, свинец и кадмий.

Лаборатория ЯЦГМС проводит ежедневный контроль за всеми этими веществами (исключая озон).

Мероприятия по контролю за загрязнением атмосферного воздуха

Для получения более полной картины загрязнения атмосферного воздуха в Ярославской области необходимо:

- совершенствование системы мониторинга путем установки автоматических датчиков отбора проб;

- расширение существующих пунктов наблюдений;

- проведение маршрутных обследований неохваченных сетью мониторинга районов населённых пунктов и мест вероятного высокого загрязнения воздуха.

Также можно предложить ряд мер, которые будут способствовать оздоровлению экологической обстановки:

- обязать все предприятия снижать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в периоды, неблагоприятные для рассеивания примесей ;

- использовать усовершенствованные составы топлива;

- внедрить принцип "зелёной волны" на наиболее загруженных магистралях;

Территориальный центр "Ярославльгеомониторинг" - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Московский научно-производственный центр "Геоцентр-Москва" - является официальным государственным органом по ведению мониторинга состояния недр (геологической среды) и поверхностных водных объектов на территории Ярославской области.

Мониторинг подземных вод

Мониторинг подземных вод проводится в пределах природных и природно-техногенных объектов. К природным объектам относятся водные объекты, не испытывающие ощутимой техногенной нагрузки. По этим объектам изучаются закономерности формирования естественного режима уровней и качества подземных вод на территории области по опорной государственной наблюдательной сети.

Природно-техногенные объекты включают эксплуатируемые место-рождения подземных вод, общераспространенных полезных ископаемых, урбанизированные и сельскохозяйственные территории, очаги загрязнения подземных вод и т.д., которые влияют на ресурсы и состояние подземных вод.

Территория Ярославской области характеризуется естественным состоянием подземных вод и лишь в местах размещения относительно крупных водозаборов подземных вод и водохранилищ существуют участки со слабо нарушенными условиями режима подземных вод. Всего на территории области расположено 216 наблюдательных пунктов.

Наиболее длительные ряды наблюдений по некоторым из них достигают 30 лет. Наряду с изучением уровенного режима подземных вод изучается и их качественный состав.

В систему мониторинга подземных вод составной частью также входит учёт отбора и использования подземных вод на территории области. Одним из основных видов работ, проводимых для этого, служит регулярное обследование одиночных и групповых водозаборов подземных вод, учтённое количество которых в настоящее время приближается к 2500.

Мониторинг подземных вод - важнейшая составная часть государственного мониторинга состояния недр.

Мероприятия по контролю за загрязнением подземных вод