Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области

2.8. Транспортная инфраструктура


Ярославль расположен в 280 км к северо-востоку от г. Москвы, который является крупнейшим транспортным узлом в России. Более половины внешнеторгового оборота России проходит через Москву. Ярославль, благодаря своему географическому положению и наличию развитой транспортной инфраструктуры, может обеспечить эффективную разгрузку Московского транспортного узла. Ярославская область располагает железнодорожными, автомобильными, водными и воздушными путями сообщения, которые не только обеспечивают ей внутренние и внешние транспортные связи, но и являются неотъемлемой частью транспортной системы России. По территории Ярославской области проходят федеральные автодороги Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск (М-8 "Холмогоры") и Ярославль - Кострома, железнодорожные линии Северной железной дороги и небольшой участок Московского отделения Октябрьской железной дороги. На территории Ярославской области расположен международный аэропорт Туношна. В Рыбинском водохранилище берёт начало Волго-Балтийский канал. На берегах реки Волги, крупнейшей водной артерии европейской части России, расположены города Ярославль, Рыбинск, Углич, Тутаев и другие. По плотности железных дорог общего пользования Ярославская область занимает 33 место в стране, а по плотности автодорог с твёрдым покрытием - 20 место.

Транспортный комплекс Ярославской области можно рассматривать в качестве ресурса для подъёма экономики, оживления всех видов связи и решения задач устойчивого развития области во имя благосостояния населения. Транспортная система - это не только средство коммуникации, но и необходимая составляющая социально-экономического развития области. Несмотря на общую адаптацию к рыночным условиям, состояние транспортной отрасли нельзя считать оптимальным, а уровень её развития достаточным. Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры на любой территории является толчком для роста её экономической активности, что особенно ценно при возрастающей неопределённости развития экономики в условиях рыночных отношений.

Превращение транспортного комплекса Ярославской области в современную и эффективную транспортную систему позволит решить следующий комплекс задач:

- обеспечение снижения транспортных издержек и ускорения движения грузов и пассажиров;

- повышение доступности транспортных услуг для населения;

- повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала области;

- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Выполнение перечисленных задач невозможно без улучшения инвестиционного климата. Рост внебюджетных инвестиций будет способствовать реализации комплексных инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнёрства, внесёт определённость и устойчивость в реализацию планов области по развитию объектов транспорта, а также обеспечит повышение технического уровня транспортных средств и оборудования.

Мероприятия по развитию транспортного комплекса Ярославской области условно можно разделить на две группы:

- мероприятия по интегрированию транспортной системы области в систему международных транспортных коридоров (далее - МТК) и созданию рациональных и надёжных внешних транспортных связей области;

- мероприятия по обеспечению надёжных круглогодичных транспортных связей межрайонного и внутрирайонного уровней.

Интегрирование транспортной системы Ярославской области в систему международных транспортных коридоров на территории России возможно через существующую транспортную сеть области. Основные направления ближайших к области евроазиатских коридоров "Транссиб" (TS) и "Север-Юг" (N S) проходят южнее - через Москву. В формируемой системе международных транспортных коридоров на территории России панъевропейский транспортный коридор N 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород) полностью включён в состав коридора "Транссиб", участок панъевропейского транспортного коридора N 9 граница Финляндии - Санкт-Петербург - Москва включён в состав коридора "Север-Юг". В составе коридоров выделены основные железнодорожные, автомобильные и водные маршруты и ответвления от них, обозначение которых включает наименование коридора, вид транспорта и порядковый номер (для ответвления от основного маршрута). Железнодорожные маршруты обозначены буквой "R", автомобильные буквой "A", водные буквой "W". Непосредственно через Ярославскую область проходит ответвление от основного направления коридора "Север-Юг" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск (2) и основной водный маршрут коридора "Север-Юг" Санкт-Петербург - Вытегра - Череповец - Нижний Новгород - Казань - Волгоград - Астрахань - Каспийское море (N SW). Ответвления от основных маршрутов коридора "Север-Юг" на территории области представлены следующими участками транспортной сети:

железнодорожный маршрут (N SR3) Москва - Ярославль - Вологда - Коноша - Архангельск;

автомобильный маршрут (N SA3) Москва - Ярославль - Вологда - Березник - Архангельск;

внутренние водные пути (N SW2) Череповец - Большая Волга - канал им. Москвы - Москва.

Ответвления и маршруты коридора "Транссиб" через территорию Ярославской области не проходят, однако транспортная сеть области обеспечивает надёжную связь с этим коридором.

В список пунктов пропуска через государственную границу России, входящих в систему международных транспортных коридоров, включён аэропорт Туношна.

Бизнес руководствуется в основном принципами экономической целесообразности. Применительно к транспорту это означает, что грузы идут туда, где они востребованы, и по тем каналам, которые обеспечивают максимальную скорость при минимальных издержках. В настоящее время более половины грузов, следующих по маршруту Европа-Азия и обратно, принимают на себя азербайджанские, туркменские и казахстанские интермодальные транспортные системы. В этих условиях регион, не предоставивший международному транзиту конкурентоспособные условия, со временем может остаться в стороне от основного грузопотока по маршруту Европа-Азия. Из этого следует, что только повышение качества участков транспортной сети области, по которым проходят ответвления от основных маршрутов евроазиатских коридоров, способно привлечь международные транспортные потоки на территорию Ярославской области.

Ярославская область, обладая развитой системой внутренних путей сообщения, в состав которой входят магистрали федерального значения, и находясь в относительной близости к крупнейшему транспортному узлу России - Москве, может стать комплексно развитой транспортной системой по переработке и перераспределению транспортных потоков с юга на северо-запад, север, северо-восток и обратно.

Принципиального решения требует проблема доступности сельских населённых пунктов. Более половины (54,8%) населённых пунктов Ярославской области не имеют круглогодичной автодорожной связи с системой дорог общего пользования и в период осенне-весенней распутицы оказываются оторванными от внешнего мира. Такое положение в перспективе приведёт к сокращению экономически освоенной территории.

Наиболее важными проектами, реализованными в последние годы и имеющими значение, выходящее за рамки Ярославской области, являются модернизация аэропорта Туношна и ввод в действие нового автомобильного моста через р. Волгу в г. Ярославле.

К приоритетным направлениям социально-экономического развития Ярославской области среди прочих, определённых Стратегией, отнесено обслуживание транзитных транспортных потоков (железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных) и развитие Ярославской области как транспортно-складского узла для северо-востока европейской России. На первом, среднесрочном, этапе развития (2008-2012 годы) Стратегия предлагает решить задачу усиления узловых и транзитных функций Ярославской области за счёт реализации уже имеющегося проекта создания межрегионального транспортно-логистического центра в районе аэропорта Туношна, достройки и обустройства современной автомагистрали Ярославль-Москва и реконструкции грузового хода Санкт-Петербург - Рыбинск - Ярославль - Нижний Новгород. На втором, долгосрочном, этапе (2013-2020 годы) задачей транспортного комплекса является превращение Ярославской области из транзитного региона в крупный узловой регион перевалки грузов из Юго-Восточной Азии и Северной Европы и оптовой торговли для севера и северо-запада России.