Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области

2.4. Мероприятия по градостроительному развитию территорий жилой застройки


Исходя из определения миссии Ярославской области, сформулированного в Стратегии, главной задачей Правительства области должно стать повышение благосостояния населения на основе высоких жизненных стандартов. Одними из важнейших характеристик показателя жизненного стандарта являются качество и количество жилого фонда.

Состояние жилого фонда области имеет следующие характерные черты:

- около 66% в среднем по области, а в ряде районов - до 90% является частной собственностью;

- средняя обеспеченность населения жилым фондом - 24,8 кв. м на человека, это выше средних показателей по России; большая часть жилого фонда - около 76% - размещена в городских поселениях, однако обеспеченность жильем в городах ниже, чем на селе;

- самыми низкими показателями обеспеченности жилым фондом характеризуются города Ярославль и Переславль-Залесский, наиболее высокими показателями - Некрасовский, Пошехонский и Угличский районы;

- ветхий и аварийный жилой фонд составляет 4,8% общего объема жилья, причем в большинстве случаев в сельской местности количество ветхого и аварийного жилья больше, чем в городских поселениях. Наибольшее количество ветхого и аварийного жилого фонда сосредоточено в Брейтовском, Мышкинском и Пошехонском районах;

- жилой фонд городских поселений области характеризуется довольно высокими показателями обеспеченности инженерным оборудованием - около 90%, в сельской местности эти показатели значительно ниже - 19-39%;

- без финансовой поддержки большая часть населения не в состоянии улучшить свои жилищные условия.

В соответствии со Стратегией, к числу социальных индикаторов роста экономики отнесены показатели объемов ежегодного ввода жилой площади в расчете на 1 жителя. Это 0,35 кв. м на человека до 2012 года и 1,0 кв. м на человека до 2030 года.

Для достижения этих показателей необходимо:

- увеличить объёмы жилищного строительства;

- модернизировать объекты коммунальной инфраструктуры, обеспечить развитие систем инженерной инфраструктуры жилых зон, используя централизованные и локальные источники инженерного обеспечения;

- осуществить снос ветхого и аварийного жилья, реконструкцию государственного, муниципального и частного фондов;

- использовать новые методы и создавать условия для развития конкуренции в строительстве, ремонте и эксплуатации жилого фонда;

- совершенствовать государственную законодательную политику, стимулирующую финансирование строительства жилья;

- обеспечить рост инвестиций, использовать механизмы ипотечного кредитования;

- разработать законодательную и нормативную правовую базу обеспечения жильем граждан, привлекаемых в область из стран ближнего зарубежья;

- внедрять новые, более экономичные технологии строительства, производства строительных материалов;

- обеспечить соответствие структуры, качества и технических характеристик жилья спросу и потребностям населения;

- развивать малоэтажное индивидуальное строительство;

- использовать разнообразные типы жилой застройки для удовлетворения потребностей всех слоев населения;

- внедрять экономические и административные рычаги, обеспечивающие сокращение сроков подготовки исходных материалов и технических условий для разработки проектной документации;

- передавать незавершенные строительством объекты долгостроя эффективным застройщикам;

- создавать прозрачные условия для формирования рынка земельных участков под застройку, рынка подрядных работ;

- привлекать средства федерального бюджета, выделяемые на строительство жилья для льготных категорий граждан в рамках целевых федеральных программ.

Как известно, величина прироста жилого фонда за период определяется разницей объемов нового строительства и сноса ветхого и аварийного жилья.

На 01 января 2007 года по данным органов статистики, площадь ветхого и аварийного жилого фонда составила 1397,1 тыс. кв. м общей площади, в том числе ветхого фонда - 1250,9 тыс. кв. м, и аварийного - 146,2 тыс. кв. м. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", при установлении непригодности жилого помещения для проживания принимается решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с подготовкой технико-экономического обоснования) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями. Ликвидации подлежит жилищный фонд, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Как указывалось выше, в настоящее время количество аварийного фонда составляет 146,2 тыс. кв. м, темпы ежегодного прироста аварийного фонда в среднем за период I очереди (2008-2014 годы) принимаются в размере 34 тыс. кв. м в год.