Общеобразовательные школы наряду с детскими дошкольными учреждениями формируют ступень повседневного обслуживания в населенных пунктах.
В системе общего среднего образования области в настоящее время существует ряд проблем:
- недостаточный уровень обеспеченности населения общеобразовательными учреждениями;
- снижение качества образования сельского населения в связи с закрытием школ, в основном начальных классов;
- неудовлетворительное техническое состояние трети школьных зданий области.
Формирование системы среднего образования должно идти по пути:
- оптимизации емкости школ по населенным пунктам области;
- совершенствования системы сельских школ, которые часто оказываются единственными интеллектуально-культурными центрами села, и поэтому в прямой зависимости от их деятельности находится решение вопросов общего образования новых поколений.
Количество школьных мест в населенных пунктах должно соответствовать нормативной обеспеченности в зависимости от демографической структуры населения и обеспечивать односменное обучение с соблюдением радиусов доступности. Для районного, межрайонного и областного уровней обслуживания предполагается развитие специализированных школ, гимназий, лицеев и других современных форматов среднего образования. Для малолюдных сельских поселений, где на поселенческом уровне обслуживания невозможно образовать школу, предполагается формирование кустовых школ на местном уровне обслуживания с обеспечением транспортной доставки детей в школу и обратно. Расчет потребности в школьных учреждениях в разрезе муниципальных районов и необходимые объемы нового строительства без учета сноса ветхих объектов представлены в таблице 4.4.