Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области

2.8.1. Железнодорожный транспорт


Железнодорожный транспорт - это самый мощный по провозной способности вид наземного транспорта. За последние десять лет (с 1995 по

2004 год) доля железнодорожного транспорта в перевозках грузов, отправляемых областью, увеличилась с 19% до 37%. Для обеспечения устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта, а также для повышения его безопасности и удовлетворения растущих потребностей населения и экономики страны в перевозках необходимо совершенствование и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Ярославской области. Управление Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" располагает проектной документацией по развитию железнодорожной сети на территории Ярославской области, которая в 2006 году не была реализована. Указанная документация включает:

- завершение работ по удлинению приёмо-отправочных путей на станциях Ростов-Ярославский и Петровск;

- технико-экономическое обоснование на обход Ярославского узла (обходной путь Молот - Козьмодемьянск);

- удлинение приёмо-отправочных путей на станциях Козьмодемьянск, Коромыслово, Пантелеево;

- строительство пешеходного мостового перехода через пути станции Филино с исключением наземного прохода.

Перспективные предложения Северной железной дороги по развитию железнодорожной сети на территории Ярославской области включают строительство следующих объектов:

- вторых путей на направлении Нерехта - Ярославль - Рыбинск -Сонково для увеличения пропускной способности;

- путепроводной развязки в районе Московского проспекта и станции Ярославль;

- железнодорожного моста через р. Которосль.

Ограничением пропускной способности станций часто является длина приёмо-отправочных, а также сортировочных путей. В перечне мероприятий подпрограммы "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" предусматриваются мероприятия по реконструкции станций, расположенных на основных направлениях грузового движения, включающие работы по удлинению приёмо-отправочных и сортировочных путей для обеспечения пропуска грузовых поездов, состоящих из 71 условного вагона. Модернизация железнодорожной сети за счёт удлинения путей должна проводиться в следующем нижеприведённом порядке, при этом очерёдность объясняется стратегической важностью модернизации подходов к портам и направлений с максимальным грузопотоком и высокой степенью использования пропускной способности:

1. Москва - Находка.

2. Санкт-Петербург - Лоста - Свердловск - Входная - Среднесибирская - Тайшет.

3. Москва - Кочетовка - Батайск - Новороссийск.

4. Орехово-Зуево - Лоста - Беломорск (проходит через Ярославскую область).

5. Курган - Пенза - Старый Оскол.

В соответствии с Основными направлениями стратегии развития железнодорожного транспорта общего пользования Российской Федерации на период до 2030 года и согласно Перечню железнодорожных линий и потребным инвестициям на строительство и развитие инфраструктуры на 2008-2030 годы на территории Ярославской области предполагается:

- строительство железнодорожной линии обхода Ярославского узла протяжённостью 27 км. Источник финансирования - государственно-частное партнёрство (далее - ГЧП) и ОАО "РЖД". Цель строительства - усиление пропускной способности и вынос транзитного грузового движения из Ярославского железнодорожного узла;

- строительство дополнительных главных путей: второй линии Мга - Сонково - Ярославль протяжённостью 427,5 км. Источник финансирования - ОАО "РЖД" и федеральный бюджет. Цель строительства - усиление пропускной способности сети железных дорог для освоения перспективных объёмов грузовых и пассажирских перевозок;

- строительство дополнительных главных путей: второй линии Ярославль - Нерехта протяжённостью 39,5 км. Источник финансирования - ОАО "РЖД" и федеральный бюджет. Цель строительства - усиление пропускной способности сети железных дорог для освоения перспективных объёмов грузовых и пассажирских перевозок;

- организация скоростного железнодорожного движения. К приоритетным направлениям отнесена реконструкция линии Москва - Ярославль. Источник финансирования - федеральный и региональный бюджеты, ГЧП. Цель - обеспечение создания более привлекательных условий перевозки пассажиров, комфортности, безопасности, сокращения времени в пути. После реконструкции маршрутная скорость достигнет 160-200 км/час, время в пути составит 2 часа 35 минут вместо 4 часов 12 минут. Проект "Организация скоростного движения на направлении Москва - Ярославль" вошёл в программу развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "РЖД" на перспективу до 2020 года. Данная программа утверждена распоряжением президента ОАО "РЖД" В.И. Якуниным от 7 июня 2006 года N 1146-р. Выполнение проекта потребует инвестиций по локомотивному хозяйству в размере 112,5 млн. рублей, по пассажирскому хозяйству - 645,03 млн. рублей. Согласно паспорту проекта, развитие инфраструктуры потребует вложений инвестиций в размере 3185,6 млн. рублей;

- строительство железнодорожной станции в с. Рязанцево, организация железнодорожного сообщения с г. Переславлем-Залесским.

Все мероприятия и предложения подпрограммы "Железнодорожный транспорт" Управления Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и Стратегии направлены на повышение эффективности работы железнодорожной сети области и учтены в Схеме.