АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2005 года N 317

Об областной целевой программе "Развитие донорского движения и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Ярославской области" на 2006 год

Во исполнение Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов", в целях повышения качества оказания трансфузиологической медицинской помощи населению, обеспечения медицинских учреждений кровью, ее компонентами и препаратами

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие донорского движения и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Ярославской области" на 2006 год (далее - Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) при формировании проекта областного бюджета на 2006 год включить Программу в проект перечня областных целевых программ.

3. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Барышев С.В.) в течение периода действия Программы производить ее финансирование в пределах средств, предусматриваемых департаменту в областном бюджете на 2006 год.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области разработать и принять аналогичные программы по развитию донорского движения на территориях своих муниципальных образований.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области Скороходову И.И.

Губернатор области А.И. Лисицын

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 23.11.2005 N 317

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие донорского движения и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Ярославской области" на 2006 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

"Развитие донорского движения и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Ярославской области" на 2006 год (далее - Программа)

Основание разработки Программы

Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов"

Государственный заказчик - координатор Программы

Администрация области в лице департамента здравоохранения и фармации

Основной разработчик Программы (в установленном порядке)

департамент здравоохранения и фармации Администрации области

Цели Программы

- развитие донорства крови и ее компонентов;

 - удовлетворение потребности учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах крови;

 - обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови

Сроки реализации Программы

2006 год

Перечень разделов Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
 II. Основные цели, задачи, сроки и этапы выполнения Программы
 III. Социально-экономическая эффективность Программы
 IV. Контроль за реализацией Программы
 V. Общая потребность в ресурсах
 VI. Перечень мероприятий Программы

Исполнитель
 Программы

департамент здравоохранения и фармации Администрации области

Общая стоимость
 Программы

12,13 млн. руб., в том числе средства областного бюджета - 12,13 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение показателей смертности, инвалидизации, сроков временной нетрудоспособности;

 исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекции, гепатита В, С и др.)

Ответственные лица для контактов, куратор программы

первый заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации области Антипова Н.П., тел. 72-64-81
 главный врач Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная станция переливания крови" Воронин А.А., тел. 56-11-65

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В Ярославской области, как и в других регионах Российской Федерации, отмечается постоянная потребность лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови.

Социально-экономическая обстановка в стране, смена форм собственности многих предприятий стали причиной уменьшения числа доноров. В свою очередь, это повлекло за собой снижение объемов заготовки крови, производства компонентов и препаратов крови. Имеющийся дефицит гемотрансфузионных сред неблагоприятно сказывается на результатах лечения больных с острой кровопотерей, гематологической и гнойно-септической патологией, а также в других случаях, представляющих угрозу жизни больного. Гемотрансфузионные среды относятся к незаменимым лечебным средствам, поэтому в чрезвычайных ситуациях служба крови является базовой для всех служб здравоохранения.

Современной медицине необходима развитая трансфузиологическая служба, способная удовлетворить клинические потребности в компонентах и препаратах крови. В то же время, возникающие и существующие проблемы профилактики СПИДа, вирусного гепатита различной этиологии требуют оперативных и адекватных решений, которые невозможны без четкой организации в области службы крови, ее технической оснащенности.

Для развития донорства необходима не только постоянная систематическая работа, включающая пропаганду и агитацию, принятие правовых актов и исполнение уже имеющихся, но и создание других форм стимулирования и комплектования донорских кадров. Кроме того, безопасное донорство требует единого учета и идентификации доноров, введение персонифицированной информационной системы, гарантирующей полную информацию о вирусоносительстве и исключающей необходимость повторных финансовых и временных затрат на повторные контрольные исследования крови доноров. Наряду с развитием донорства осуществление мероприятий, направленных на модернизацию материально-технической базы организаций службы крови, позволит более рационально использовать заготовленную донорскую кровь, привести процесс производства компонентов и препаратов крови в соответствие с международными нормами.

В целях обеспечения инфекционной безопасности трансфузионной терапии в работу организаций службы крови требуется внедрение карантинизации и лейкофильтрации компонентов крови, более частое применение аутодонорства и лейкофильтрации эритроцитной массы у постели больного.

Важной задачей службы крови является введение компьютеризированной информационной системы, обеспечивающей связь Территориального управления Роспотребнадзора по Ярославской области, Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИДом" и лечебно-профилактических учреждений области, гарантирующей получение полной информации о вирусоносительстве населения. Создание на всей территории области единой базы данных лиц, имеющих противопоказания к донорству, позволит уменьшить риск заражения пациентов инфекционными заболеваниями, передающимися через кровь, и их дальнейшего распространения.

Оснащение организаций службы крови современным технологическим оборудованием позволит обеспечить план производства, их эффективную и качественную работу, повышение качества и безопасности для реципиентов заготавливаемой донорской крови, ее компонентов и препаратов.

Для обеспечения высокого качества заготовки донорской крови и ее переработки на компоненты и препараты, для повышения безопасности операций по пересадке живых клеток реципиенту необходимо осуществление специальной подготовки медицинских и инженерно-технических работников организаций службы крови на соответствующих базах, в том числе с использованием зарубежного опыта работы.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Основными целями настоящей Программы являются развитие донорства крови и ее компонентов в Ярославской области, мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, осуществляемых в целях обеспечения специализированной медицинской помощи( за исключением оказываемой федеральными организациями здравоохранения), специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи. Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

- совершенствование форм и методов по привлечению граждан к донорству крови и ее компонентов;

- создание новой действенной и активной системы целенаправленной агитации населения и пропаганды донорства;

- выполнение плана комплектования безвозмездных донорских кадров в районах области (приложение 1 к Программе);

- сохранение всех мер социальной поддержки доноров, предусмотренных нормативными, правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, а также предоставление дополнительных с целью увеличения числа лиц, участвующих в донорстве (приложение 2 к Программе);

- передача в установленном порядке в государственную собственность Ярославской области имущества отделений переливания крови, входящих в состав муниципальных лечебно-профилактических учреждений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований области;

- достижение современного уровня заготовки, переработки, хранения и апробации донорской крови посредством внедрения новейших медицинских технологий, использования специализированного высокоэффективного медицинского оборудования;

- совершенствование системы оперативного управления запасами донорских компонентов крови;

- внедрение в работу организаций службы крови лейкофильтрации и карантинизации компонентов крови;

- использование при плановых операциях метода аутодонорства.

III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ


В результате реализации Программы предполагается улучшить:

1. Показатели здоровья населения области:

- снижение смертности;

- сокращение сроков временной нетрудоспособности;

- снижение уровня инвалидизации.

2. Качественное и количественное обеспечение лечебных учреждений области компонентами и препаратами крови:

- исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекции, СПИДа, гепатита В, С и др.);

- увеличение выхода плазмы, создание резерва для ее карантинного хранения.

IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


Контроль за реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения и фармации Администрации области путем:

- рационального использования выделяемых финансовых средств;

- ежеквартального анализа хода реализации Программы и направления этой информации в Администрацию области.

V. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ


Наименование вида ресурсов
 (в установленном порядке)

Единица измерения

Потребность

Материально-технические ресурсы

Финансовые ресурсы:
 - областной бюджет

млн. руб.
 млн. руб.

12,13
 12,13

VI. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ


N п/п

Наименование
 мероприятия

Объем финансирования из областного бюджета (тыс. руб.)

Срок
 реализации

Исполнители
 (в установленном порядке)

1

2

3

4

5

1. Организационные мероприятия

1.1.

Создание единого донорского центра на базе ГУЗ ЯО ОСПК и обеспечение компьютеризированной связи между ГУЗ ЯО "Рыбинская станция переливания крови", филиалами ГУЗ ЯО ОСПК, областным центром по профилактике и борьбе со СПИД, ТУ Роспотребнадзора по Ярославской области (приобретение компьютеров, программ, обучение персонала)

900

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации области

1.2.

Создание тематических радио- и телепередач, видеоклипов, кино- и телефильмов;
выпуск буклетов, памяток донору, объявлений, приглашений-вызовов на пункты сдачи крови

80

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации области;
департамент образования;
департамент культуры и туризма Администрации области,

1.3.

Создание условий для снятия психоэмоционального напряжения у доноров перед забором крови (показ видеофильмов, музыкальное эстетическое оформление донорских пунктов, в том числе временных при взятии крови в выездных условиях)

40

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области,

1.4.

Создание системы информирования населения о правах, обязанностях и мерах социальной поддержки доноров

15

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

1.5.

Обеспечение доноров лекарственными препаратами железа с целью профилактики железодефицитной анемии

15

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

2. Организация и укрепление материально-технической базы ГУЗ ЯО ОСПК

2.1.

Капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г.Ярославль, Тутаевское шоссе, д. 95в

2100

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

2.2.

Приобретение мед. оборудования:

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администраци и Ярославской области

- спец. автобуса для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови
 (1 шт.);

1000

- оборудования для заготовки и изготовления препаратов крови;

3600

- аппарата для цитоплазмафереза МСS+ (1 шт.);

1500

- устройства для удаления лейкоцитов из компонентов консервированной крови (УЛЛ-01 "Интероко" и "Лейкосеп")

1000

3. Приобретение технологического оборудования для ГУЗ ЯО
 "Рыбинская станция переливания крови"

3.1.
   3.2.
       3.3.
   3.4.
   3.5.
     3.6.

Центрифуга рефрижераторная РС-6 (3 шт.)
 Морозильник низкотемпературный для хранения карантинизированной плазмы (3 шт.)
 Иммуноферментный анализатор (1 шт.)
 Холодильник для хранения крови (3 шт.)
 Морозильник для хранения плазмы на фракционирование (2 шт.)
 Компьютер с принтером для создания автоматизированного рабочего места АРМ-"Донорство" (2 комплекта)

540
       350
   480
   100
     100
       230

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

4. Подготовка специалистов службы крови

Подготовка врачей-трансфузиологов на базе НИИ гематологии и трансфузиологии и на базе ФУВ ЯГМА. Организация системы повышения квалификации медицинского персонала, активистов Общества Красного Креста по вопросам пропаганды донорства среди населения

80

2006 год

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

Итого

12130

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»