(Наименование в редакции приказа ДДХ ЯО от 06.02.2013 N 5 ru76000201300037)
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги регионального значения) обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры области. Состояние сети автомобильных дорог регионального значения оказывает непосредственное влияние на показатели социального и экономического развития региона.
(абзацы второй-двенадцатый в редакции приказа ДДХиТ ЯО от 01.06.2012 N 72 ru 76000201200387)
Общая протяжённость автомобильных дорог регионального значения Ярославской области по состоянию на 01 января 2012 года составила 6457,01 км, в том числе по типам покрытий:
- с асфальтобетонным покрытием - 4845,56 км (75,1 процента);
- с переходным типом покрытия - 978,15 км (15,1 процента);
- грунтовые - 531,39 км (8,2 процента);
- с цементобетонным покрытием - 101,91 км (1,6 процента).
Протяжённость автомобильных дорог регионального значения по техническим категориям:
- II категория - 67,19 км (1,0 процента);
- III категория - 371,59 км (5,7 процента);
- IV категория - 4254,32 км (66 процентов);
- V категория - 1232,52 км (19,1 процента);
без категории - 531,39 км (8,2 процента).
При этом парк автомобилей в области увеличивается ежегодно на 4,9 процента. Стремительно растет доля большегрузных автомобилей в общем транспортном потоке. Грузовые перевозки предъявляют повышенные требования к автомобильным дорогам: качеству покрытия, пропускной способности, а также несущей способности существующих автомобильных дорог, которая не соответствует типам и параметрам современных нагрузок, в результате чего покрытие автодорог и мостов интенсивно разрушается.
Таким образом, существует тенденция к увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, нуждающихся в ремонте, что к 2015 году может привести к 100-процентному износу объектов дорожного хозяйства области. В настоящее время полный износ имеют 2580 км (40 процентов) автомобильных дорог регионального значения, в том числе составляющих опорную сеть области, таких как Владимир - Переславль, Углич – Ростов, Ростов – Иваново – Нижний Новгород, Тутаев – Шопша, Ярославль – Тутаев и др. Чтобы ежегодно уменьшать долю автомобильных дорог регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, на 1 процент, необходимо ежегодно ремонтировать не менее 68,0 км автомобильных дорог. А для приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние 6450 км автомобильных дорог регионального значения ремонт должен производиться ежегодно на 1137,0 км автомобильных дорог, в том числе на капитальный ремонт 655,7 км.
Согласно постановлению Правительства области от 23.07.2008 N 367-п "О нормативах денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения" ежегодная потребность в финансовых средствах на выполнение указанных видов работ составляет 11622,7 млн. рублей (в ценах 2007 года).
Изменение в 2001 году налогового законодательства (ликвидация системы дорожных фондов) оказало влияние на уменьшение доли расходов бюджета Ярославской области на дорожное хозяйство. На снижение объемов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог области за последнее десятилетие существенно повлияло и направление значительных денежных средств бюджета области на строительство крупных объектов дорожной инфраструктуры. Так, например:
- в 2002 году отремонтировано за счет средств областного бюджета 150,0 км автомобильных дорог, 6 мостов (235 погонных метров);
- в 2010 году – 23,95 км автомобильных дорог, 1 мост (90,1 погонный метр);
- в 2011 году – 10,10 км автомобильных дорог и 118 погонных метров мостов.
Постоянный "недоремонт" и ограниченное финансирование с каждым годом увеличивают протяженность изношенных автомобильных дорог. В результате разрушение дорожных конструкций идет прогрессирующими темпами, и стоимость их ремонта становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог.
Сохранность существующих дорог и искусственных сооружений на них во многом зависит и от нормативного круглогодичного содержания, что содержит в себе комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа конструктивных элементов автодорог, а также по сохранению их текущего транспортно-эксплуатационного состояния. Выполнение необходимых установленных сезонных нормативов работ, позволяет поддерживать дороги в состоянии, отвечающем нормативным требованиям, стандартам, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Необходимый норматив затрат для содержания 6 450 км дорог и 333 мостовых сооружений в текущих ценах составляет 17 500 млн. рублей. В 2011 году уровень затрат, выделяемых на содержание дорог из областного бюджета, составил 18 процентов от установленного норматива.
Недостаточные объемы ремонта и содержания автомобильных дорог не только отрицательно влияют на технико-эксплуатационные показатели дорог, но и увеличивают транспортные издержки в экономике, ограничивают транспортную доступность городских и сельских территорий, тем самым усугубляя положение в социальной сфере, вызывая недовольство населения отсутствием комфортной среды проживания, несвоевременным оказанием срочной и профилактической медицинской помощи, нерегулярным движением школьных автобусов, рейсовых маршрутов.
Кроме того, неудовлетворительные дорожные условия способствуют возникновению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в каждом восьмом зарегистрированном случае. Число пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах регионального значения составило:
в 2009 году - 90 человек погибло и 441 человек ранен;
в 2010 году - 83 человека погибло и 454 человека ранено.
С 01 января 2012 года вступает в силу Закон Ярославской области от 30.06.2011 N 22-з "О дорожном фонде Ярославской области". Средства дорожного фонда значительно превысили расходы бюджета на дорожную деятельность за последние десять лет. Это позволяет расширить объемы выполняемых работ, обеспечить удовлетворение накопившихся потребностей дорожной отрасли путем планомерного целевого подхода к отбору объектов ремонта, повысить качество и долговечность конструкций за счет внедрения новых технологий и применения современной дорожной техники. В сложившейся на сегодняшний момент ситуации в сфере дорожного хозяйства основным направлением дорожной деятельности является сохранение существующей сети автомобильных дорог, улучшение её транспортно-эксплуатационных показателей, соответствующих действующим нормативам. Более 85 процентов средств дорожного фонда направлено на осуществление мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, проведению кадастровых работ, межеванию участков и государственной регистрации объектов дорожного хозяйства. Уровень затрат на содержание автомобильных дорог планируется поднять до 21 процента в 2012 году и до 24 процентов в 2014 году, затраты на капитальный ремонт и ремонт увеличить более чем в пять раз.