Действующий

Об Областной целевой программе повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008 2009 годы

I. Содержание проблемы


На современном этапе социально-экономического развития многие страны мира рассматривают качество на уровне национальной идеи, имеют государственную политику и государственные программы "всеобщего качества".

В последние годы существенно меняются подходы и методы решения проблем качества продукции, работ, услуг и менеджмента и в России.

Реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" реформа в области безопасности и качества продукции, работ, услуг постепенно выводит категорию "качество" из сферы государственного регулирования. Сокращается номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, сужается область государственного лицензирования, в том числе в жизненно важных секторах, таких, как жилищное и гражданское строительство, производство лекарств и продуктов питания, пассажирские перевозки и других.

Без полноценной замены этих механизмов эффективными мерами рыночного характера гарантии качества товаров, услуг и менеджмента на российских предприятиях могут снизиться.

Государство планирует стать полноправным членом ВТО и соблюдать при этом определенные условия: соотношение "цена - качество" как показатель уровня конкурентоспособности, бережное и эффективное использование всех видов ресурсов, охрана окружающей среды, инновации, охрана труда и степень эксплуатации работников, открытость финансовой и иной информации, социальная ответственность и стабильность.

Гарантии такого уровня конкурентоспособности на практике создаются с помощью внедрения на базе общепризнанных международных стандартов корпоративных и территориальных систем менеджмента: качества (стандарты ИСО 9000, 10000 и отраслевые), охраны окружающей среды (ИСО 14000), производственной безопасности и охраны труда (OHSAS 18000), социальной ответственности бизнеса (SA 8000, АА 1000) и других.

Осознание необходимости внедрения таких систем для повышения конкурентоспособности компаний и территорий в России происходит сейчас и в бизнес-сообществах, и в государственных органах на всех уровнях, зафиксировано во многих законах и постановлениях, других нормативных правовых актах, решениях Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, других общероссийских отраслевых союзов, ассоциаций, научных и общественных объединений. Всероссийская организация качества в 2007 году приняла решение о разработке проекта национальной политики России в области качества. Многие регионы страны формулируют политику в области качества и реализуют соответствующие программы.

Ярославская область занимается вопросами повышения качества с 1993 года, с момента утверждения Губернатором области региональной политики в области качества. С 1998 года выполнены две областные целевые программы повышения качества, третья - в стадии реализации.

Основным результатом реализации региональной политики и программ в области качества можно считать внедрение и сертификацию 75 предприятиями, организациями и учреждениями систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9001, в том числе 51 предприятием промышленности. На сегодняшний день Ярославская область имеет 57 систем менеджмента качества на 1 млн. жителей, что превышает значение этого показателя по России в 1,6 раза. Кроме систем менеджмента качества, на 17 предприятиях внедрены и сертифицированы другие системы менеджмента по международным стандартам.

Впервые в Российской Федерации системы менеджмента качества по международным стандартам разработаны и внедрены в деятельность трех структурных подразделений Администрации области и одной администрации муниципального района.

В области созданы научно-методическая, кадровая, мотивационная, информационная базы для решения проблем качества во всех сферах деятельности.

Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года одной из главных целей определяет повышение качества жизни населения области. Среди множества критериев оценки качества жизни качество продукции и услуг, инновации, экологическое состояние региона остаются актуальными и в перспективе.

Естественно, проблемы повышения качества субъекты экономики решают преимущественно самостоятельно. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности требуют столь же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и государственных органов, при координирующей роли последних. При этом для крупных организаций важны заинтересованность региональных органов власти в их работах в данном направлении, их мотивация и общественное признание, а малому и среднему бизнесу, кроме этого, ещё и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная, организационная и финансовая. Следовательно, достичь желаемой результативности и эффективности этой работы возможно только в рамках областной целевой программы. Об этом свидетельствует и практика реализации предыдущих областных целевых программ повышения качества и аналогичных программ в других регионах России.