АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2007 года N 280-а

Об Областной целевой программе повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008 2009 годы

(В редакции
постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))

В соответствии с Распоряжением Губернатора от 24.07.2007 N 207-р "О разработке проекта Областной целевой программы", в целях повышения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Ярославской области,

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008-2009 годы (далее - Программа).

2. Департаменту экономического развития Ярославской области (Гольнев А.А.) в течение периода действия Программы ежегодно включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123)).

3. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) в течение периода действия Программы производить её финансирование в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий год по разделу "Другие вопросы в области национальной экономики".

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.

Председатель Правительства -

первый заместитель

Губернатора области И.И. Скороходова

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 25.07.2007 N 280-a

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, УСЛУГ И МЕНЕДЖМЕНТА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2009 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))

Наименование Программы

Областная целевая программа повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области

Заказчик Программы

Правительство Ярославс кой области

Основание разработки Программы

распоряжение Губернатора области от 24.07.2007 N 207-р "О разработке проекта областной целевой программы"

Куратор Программы

заместитель Губернатора Ярославской области Данилов Василий Юрьевич

Ответственный исполнитель Программы

департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области

Участники Программы

предприятия, организации и учреждения области

Основной разработчик Программы

департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области

Цель и задачи Программы

цель Программы - содействие повышению конкурентоспособности, инновационной активности и устойчивому развитию предприятий и организаций области на основе региональной политики в области качества;

 задачи Программы:
 - содействие повышению конкурентоспособности региона в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию;

 - увеличение экспортного потенциала товаропроизводителей области, повышение конкурентоспособности промышленной продукции и услуг за счёт внедрения новых видов продукции и технологий;

 - содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа предприятий и организаций области через внедрение в них систем менеджмента качества и независимое их подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами;

 - улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности через внедрение систем экологического менеджмента и управления охраной труда по международным стандартам;

 - подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в области качества и экологии;

 - информационно - методическая поддержка предприятий области в решении проблем качества и делового совершенствования бизнеса;

 - систематическая рейтинговая и конкурсная оценка предприятий и организаций по вопросам качества деятельности и делового совершенства;

 - внедрение принципов и методов менеджмента качества в работу органов государственного и муниципального управления

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- удельный вес инновационно-активных предприятий (далее - ИАП) - участников Программы в общем числе крупных и средних промышленных предприятий (далее - КСП);

 - уровень выполнения запланированных мероприятий по внедрению инноваций (процентов);

 - удельный вес предприятий, имеющих системы менеджмента качества, в общем числе КСП;

 - доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности;

 - динамика среднего коэффициента качества работы промышленных предприятий области при стабильном составе участников рейтинговой оценки

Сроки реализации Программы

2008-2009 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

3865290 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 1490 тыс. рублей,
 внебюджетные источники - 3863800 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- постановка на производство 40 наименований новой и модернизированной продукции;

 - освоение 37 новых технологий и методов;

 - внедрение и сертификация систем менеджмента качества на 4 предприятиях области и других систем менеджмента - на 5 предприятиях;

 - рейтинговая оценка качества работы не менее 50 промышленных предприятий и конкурсная оценка качества работы - не менее 50 предприятий, организаций, учреждений ежегодно;

 - обучение методам менеджмента качества, охраны окружающей среды, безопасности и охраны труда не менее 2500 руководителей и специалистов

Ответственные лица для контактов

директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области Непряев Николай Иванович, тел. 72-67-01;

 председатель комитета по качеству и сертификации департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области Суетина Светлана Викторовна, тел. 30-38-76;

 эксперт комитета по качеству и сертификации департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
 Алексеев Юрий Васильевич, тел. 30-36-63".

Общая потребность в ресурсах


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))

Наим енование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2008

2009

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

3865290

2347235

1518055

- областной бюджет

тыс. руб.

1490

580

910

- внебюджетные источники

тыс. руб.

3863800

2346655

1517145

I. Содержание проблемы


На современном этапе социально-экономического развития многие страны мира рассматривают качество на уровне национальной идеи, имеют государственную политику и государственные программы "всеобщего качества".

В последние годы существенно меняются подходы и методы решения проблем качества продукции, работ, услуг и менеджмента и в России.

Реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" реформа в области безопасности и качества продукции, работ, услуг постепенно выводит категорию "качество" из сферы государственного регулирования. Сокращается номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, сужается область государственного лицензирования, в том числе в жизненно важных секторах, таких, как жилищное и гражданское строительство, производство лекарств и продуктов питания, пассажирские перевозки и других.

Без полноценной замены этих механизмов эффективными мерами рыночного характера гарантии качества товаров, услуг и менеджмента на российских предприятиях могут снизиться.

Государство планирует стать полноправным членом ВТО и соблюдать при этом определенные условия: соотношение "цена - качество" как показатель уровня конкурентоспособности, бережное и эффективное использование всех видов ресурсов, охрана окружающей среды, инновации, охрана труда и степень эксплуатации работников, открытость финансовой и иной информации, социальная ответственность и стабильность.

Гарантии такого уровня конкурентоспособности на практике создаются с помощью внедрения на базе общепризнанных международных стандартов корпоративных и территориальных систем менеджмента: качества (стандарты ИСО 9000, 10000 и отраслевые), охраны окружающей среды (ИСО 14000), производственной безопасности и охраны труда (OHSAS 18000), социальной ответственности бизнеса (SA 8000, АА 1000) и других.

Осознание необходимости внедрения таких систем для повышения конкурентоспособности компаний и территорий в России происходит сейчас и в бизнес-сообществах, и в государственных органах на всех уровнях, зафиксировано во многих законах и постановлениях, других нормативных правовых актах, решениях Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, других общероссийских отраслевых союзов, ассоциаций, научных и общественных объединений. Всероссийская организация качества в 2007 году приняла решение о разработке проекта национальной политики России в области качества. Многие регионы страны формулируют политику в области качества и реализуют соответствующие программы.

Ярославская область занимается вопросами повышения качества с 1993 года, с момента утверждения Губернатором области региональной политики в области качества. С 1998 года выполнены две областные целевые программы повышения качества, третья - в стадии реализации.

Основным результатом реализации региональной политики и программ в области качества можно считать внедрение и сертификацию 75 предприятиями, организациями и учреждениями систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9001, в том числе 51 предприятием промышленности. На сегодняшний день Ярославская область имеет 57 систем менеджмента качества на 1 млн. жителей, что превышает значение этого показателя по России в 1,6 раза. Кроме систем менеджмента качества, на 17 предприятиях внедрены и сертифицированы другие системы менеджмента по международным стандартам.

Впервые в Российской Федерации системы менеджмента качества по международным стандартам разработаны и внедрены в деятельность трех структурных подразделений Администрации области и одной администрации муниципального района.

В области созданы научно-методическая, кадровая, мотивационная, информационная базы для решения проблем качества во всех сферах деятельности.

Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года одной из главных целей определяет повышение качества жизни населения области. Среди множества критериев оценки качества жизни качество продукции и услуг, инновации, экологическое состояние региона остаются актуальными и в перспективе.

Естественно, проблемы повышения качества субъекты экономики решают преимущественно самостоятельно. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности требуют столь же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и государственных органов, при координирующей роли последних. При этом для крупных организаций важны заинтересованность региональных органов власти в их работах в данном направлении, их мотивация и общественное признание, а малому и среднему бизнесу, кроме этого, ещё и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная, организационная и финансовая. Следовательно, достичь желаемой результативности и эффективности этой работы возможно только в рамках областной целевой программы. Об этом свидетельствует и практика реализации предыдущих областных целевых программ повышения качества и аналогичных программ в других регионах России.

II. Цели и задачи Программы


Целью Программы является содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности и устойчивому развитию предприятий и организаций области на основе региональной политики в области качества.

Данной целью определяются и основные задачи Программы. К ним относятся:

содействие повышению конкурентоспособности региона в условиях вступления России в ВТО;

увеличение экспортного потенциала товаропроизводителей области, повышение конкурентоспособности промышленной продукции и услуг за счёт внедрения новых видов продукции и технологий;

содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа предприятий и организаций области через внедрение в них систем менеджмента качества и независимое их подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами;

улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности через внедрение систем экологического менеджмента и управления охраной труда по международным стандартам;

подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в области качества и экологии;

информационно - методическая поддержка предприятий области в решении проблем качества и делового совершенствования бизнеса;

систематическая рейтинговая и конкурсная оценка предприятий и организаций по вопросам качества деятельности и делового совершенства;

внедрение принципов и методов менеджмента качества в работу органов государственного и муниципального управления.

III. Сроки и этапы реализации Программы


Мероприятия Программы реализуются в течение 2008-2009 годов.

2008 год

2009 год

удельный вес ИАП -участников Программы в общем числе КСП (процент)

5,6

8,0

постановка на производство инновационной продукции (видов)

26

14

освоение технологических инноваций (шт.)

16

21

удельный вес предприятий имеющих системы менеджмента качества в общем числе КСП (процент)

16

16,3

сертификация систем менеджмента качества (шт.)

4

0

других систем (шт.)

2

3

доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (процент)

0,93

0,94

обучение методам менеджмента руководителей и специалистов (чел.)

1 270

1 240

рейтинговая и конкурсная оценка качества работы предприятий (количество участников в каждой оценке)

50

56.

IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))

Результативность реализации мероприятий Программы оценивается степенью достижения основных целевых показателей. Методика оценки результативности Программы приведена в приложении 1 к Программе.

Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается отношением результативности к уровню финансирования мероприятий из средств областного бюджета. Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении 2 к Программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»