АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2007 года N 280-а
Об Областной целевой программе повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008 2009 годы
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))
В соответствии с Распоряжением Губернатора от 24.07.2007 N 207-р "О разработке проекта Областной целевой программы", в целях повышения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Ярославской области,
АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2008-2009 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития Ярославской области (Гольнев А.А.) в течение периода действия Программы ежегодно включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123)).
3. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) в течение периода действия Программы производить её финансирование в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий год по разделу "Другие вопросы в области национальной экономики".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.
Председатель Правительства -
первый заместитель
Губернатора области И.И. Скороходова
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 25.07.2007 N 280-a
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))
Наименование Программы | Областная целевая программа повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области |
Заказчик Программы | Правительство Ярославс кой области |
Основание разработки Программы | распоряжение Губернатора области от 24.07.2007 N 207-р "О разработке проекта областной целевой программы" |
Куратор Программы | заместитель Губернатора Ярославской области Данилов Василий Юрьевич |
Ответственный исполнитель Программы | департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области |
Участники Программы | предприятия, организации и учреждения области |
Основной разработчик Программы | департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области |
Цель и задачи Программы | цель Программы - содействие повышению конкурентоспособности, инновационной активности и устойчивому развитию предприятий и организаций области на основе региональной политики в области качества; |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - удельный вес инновационно-активных предприятий (далее - ИАП) - участников Программы в общем числе крупных и средних промышленных предприятий (далее - КСП); |
Сроки реализации Программы | 2008-2009 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | 3865290 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - постановка на производство 40 наименований новой и модернизированной продукции; |
Ответственные лица для контактов | директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области Непряев Николай Иванович, тел. 72-67-01; |
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))
Наим енование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
Финансовые ресурсы: | тыс. руб. | 3865290 | 2347235 | 1518055 |
- областной бюджет | тыс. руб. | 1490 | 580 | 910 |
- внебюджетные источники | тыс. руб. | 3863800 | 2346655 | 1517145 |
На современном этапе социально-экономического развития многие страны мира рассматривают качество на уровне национальной идеи, имеют государственную политику и государственные программы "всеобщего качества".
В последние годы существенно меняются подходы и методы решения проблем качества продукции, работ, услуг и менеджмента и в России.
Реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" реформа в области безопасности и качества продукции, работ, услуг постепенно выводит категорию "качество" из сферы государственного регулирования. Сокращается номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, сужается область государственного лицензирования, в том числе в жизненно важных секторах, таких, как жилищное и гражданское строительство, производство лекарств и продуктов питания, пассажирские перевозки и других.
Без полноценной замены этих механизмов эффективными мерами рыночного характера гарантии качества товаров, услуг и менеджмента на российских предприятиях могут снизиться.
Государство планирует стать полноправным членом ВТО и соблюдать при этом определенные условия: соотношение "цена - качество" как показатель уровня конкурентоспособности, бережное и эффективное использование всех видов ресурсов, охрана окружающей среды, инновации, охрана труда и степень эксплуатации работников, открытость финансовой и иной информации, социальная ответственность и стабильность.
Гарантии такого уровня конкурентоспособности на практике создаются с помощью внедрения на базе общепризнанных международных стандартов корпоративных и территориальных систем менеджмента: качества (стандарты ИСО 9000, 10000 и отраслевые), охраны окружающей среды (ИСО 14000), производственной безопасности и охраны труда (OHSAS 18000), социальной ответственности бизнеса (SA 8000, АА 1000) и других.
Осознание необходимости внедрения таких систем для повышения конкурентоспособности компаний и территорий в России происходит сейчас и в бизнес-сообществах, и в государственных органах на всех уровнях, зафиксировано во многих законах и постановлениях, других нормативных правовых актах, решениях Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, других общероссийских отраслевых союзов, ассоциаций, научных и общественных объединений. Всероссийская организация качества в 2007 году приняла решение о разработке проекта национальной политики России в области качества. Многие регионы страны формулируют политику в области качества и реализуют соответствующие программы.
Ярославская область занимается вопросами повышения качества с 1993 года, с момента утверждения Губернатором области региональной политики в области качества. С 1998 года выполнены две областные целевые программы повышения качества, третья - в стадии реализации.
Основным результатом реализации региональной политики и программ в области качества можно считать внедрение и сертификацию 75 предприятиями, организациями и учреждениями систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9001, в том числе 51 предприятием промышленности. На сегодняшний день Ярославская область имеет 57 систем менеджмента качества на 1 млн. жителей, что превышает значение этого показателя по России в 1,6 раза. Кроме систем менеджмента качества, на 17 предприятиях внедрены и сертифицированы другие системы менеджмента по международным стандартам.
Впервые в Российской Федерации системы менеджмента качества по международным стандартам разработаны и внедрены в деятельность трех структурных подразделений Администрации области и одной администрации муниципального района.
В области созданы научно-методическая, кадровая, мотивационная, информационная базы для решения проблем качества во всех сферах деятельности.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года одной из главных целей определяет повышение качества жизни населения области. Среди множества критериев оценки качества жизни качество продукции и услуг, инновации, экологическое состояние региона остаются актуальными и в перспективе.
Естественно, проблемы повышения качества субъекты экономики решают преимущественно самостоятельно. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности требуют столь же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и государственных органов, при координирующей роли последних. При этом для крупных организаций важны заинтересованность региональных органов власти в их работах в данном направлении, их мотивация и общественное признание, а малому и среднему бизнесу, кроме этого, ещё и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная, организационная и финансовая. Следовательно, достичь желаемой результативности и эффективности этой работы возможно только в рамках областной целевой программы. Об этом свидетельствует и практика реализации предыдущих областных целевых программ повышения качества и аналогичных программ в других регионах России.
Целью Программы является содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности и устойчивому развитию предприятий и организаций области на основе региональной политики в области качества.
Данной целью определяются и основные задачи Программы. К ним относятся:
содействие повышению конкурентоспособности региона в условиях вступления России в ВТО;
увеличение экспортного потенциала товаропроизводителей области, повышение конкурентоспособности промышленной продукции и услуг за счёт внедрения новых видов продукции и технологий;
содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа предприятий и организаций области через внедрение в них систем менеджмента качества и независимое их подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами;
улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности через внедрение систем экологического менеджмента и управления охраной труда по международным стандартам;
подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в области качества и экологии;
информационно - методическая поддержка предприятий области в решении проблем качества и делового совершенствования бизнеса;
систематическая рейтинговая и конкурсная оценка предприятий и организаций по вопросам качества деятельности и делового совершенства;
внедрение принципов и методов менеджмента качества в работу органов государственного и муниципального управления.
Мероприятия Программы реализуются в течение 2008-2009 годов.
2008 год | 2009 год | |
удельный вес ИАП -участников Программы в общем числе КСП (процент) | 5,6 | 8,0 |
постановка на производство инновационной продукции (видов) | 26 | 14 |
освоение технологических инноваций (шт.) | 16 | 21 |
удельный вес предприятий имеющих системы менеджмента качества в общем числе КСП (процент) | 16 | 16,3 |
сертификация систем менеджмента качества (шт.) | 4 | 0 |
других систем (шт.) | 2 | 3 |
доля подготовленных специалистов по системам менеджмента в общей численности занятых в промышленности (процент) | 0,93 | 0,94 |
обучение методам менеджмента руководителей и специалистов (чел.) | 1 270 | 1 240 |
рейтинговая и конкурсная оценка качества работы предприятий (количество участников в каждой оценке) | 50 | 56. |
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 25.02.2009 N 147-п (ru76000200900123))
Результативность реализации мероприятий Программы оценивается степенью достижения основных целевых показателей. Методика оценки результативности Программы приведена в приложении 1 к Программе.
Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается отношением результативности к уровню финансирования мероприятий из средств областного бюджета. Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении 2 к Программе.