6.1. Структура управления отходами в Ярославской области
Структура управления отходами включает:
1. Областные органы управления отходами (включая их территориальные подразделения):
- департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области;
- комитет природных ресурсов по Ярославской области;
- областной центр Госсанэпиднадзора;
- межведомственный координационный совет по работе с отходами;
- департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации области.
2. Управление отходами органами местного самоуправления муниципальных образований (в рамках их полномочий):
- органы местного самоуправления муниципальных образований;
- органы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.
В рамках реализации Плана действий предусмотрено совершенствование системы управления отходами посредством улучшения координационной деятельности всех природоохранных структур областного и муниципального уровней; повышения эффективности их взаимодействия с предприятиями, фирмами, объединениями граждан и общественными структурами путем внедрения в практику управления отходами договоров (соглашений) между ними и органами власти.
6.2. Нормативно-методическое и правовое обеспечение обращения с отходами
Нормативно-методическое и правовое обеспечение обращения с отходами предусматривается в соответствии с ранее принятыми и действующими нормативными актами, а также вновь разрабатываемыми, при их соответствующем утверждении в соответствии с приложением 1.
При необходимости, по рекомендации межведомственного координационного совета, будут разрабатываться и другие региональные (областные) нормативно-методические документы.
6.3. Научное обеспечение обращения с отходами
В ходе создания и реализации программы "Отходы" выявлены вопросы, требующие научных изысканий методов и технологий утилизации промышленных и бытовых отходов, имеющих общерегиональное значение. В настоящее время такие работы необходимо провести для решения следующих проблем: локализация и очистка подземных вод и грунтов на территории бывшей северной площадки ОАО "Ярославский технический углерод"; выбор оптимальных технологий ликвидации накопителей кислых гудронов ОАО \"Славнефть-ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева (Русойл)\", шламонакопителей ОАО \"Тутаевский льнокомбинат \"Тульма\"; утилизации нефтешламов, отходов мясной и молочной промышленности и др. (приложение 3).
6.4. Экономический механизм управления отходами
Основными инструментами экономического регулирования в сфере обращения с отходами являются:
- применение льготного налогообложения согласно существующему законодательству для развития переработки, вторичного использования, безопасной утилизации и надлежащего размещения отходов;
- поддержка (льготное кредитование) инвестиционных проектов, направленных на проведение мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и создание экологически безопасных условий хранения, захоронения отходов;
- платность за сбор, перевозку и размещение отходов.
6.5. Механизм реализации и контроль за ходом выполнения Плана действий
Управление Планом действий осуществляется с помощью нормативно-правовых и экономических рычагов. Контроль за реализацией Плана действий возлагается на департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования, комитет природных ресурсов по Ярославской области и областной центр Госсанэпиднадзора.
Мероприятия Плана действий, связанные с реализацией проектов по переработке и обезвреживанию отходов, выполняются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Государственный заказчик Программы ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Плана действий, уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям, сроки их реализации, состав исполнителей и др. Для этого ежегодно запрашивает у исполнителей мероприятий Плана действий, нуждающихся в финансировании из бюджета области и муниципальных образований документы, подтверждающие объемы финансирования. Текущий контроль за реализацией Плана действий осуществляется межведомственным координационным советом, созданным при Администрации области, заседания которого проходят не реже 1 раза в полугодие и по мере необходимости. В ходе реализации Плана действий возможна корректировка первоочередных мероприятий и перераспределение средств с целью их концентрации на узловых проблемах.