3.1. В целом сеть медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сбалансирована и отвечает потребностям населения Ярославской области.
В государственной системе здравоохранения Ярославской области на 01.01.2013 функционирует 46 медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Анализ сети медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, их оснащенности диагностическим оборудованием, состояния лабораторных служб и подразделений показал, что часть поликлинического звена нуждается в реорганизации.
В целях обеспечения первичной медико-санитарной помощи жителям сел и поселений области функционируют 312 ФАП, 55 врачебных амбулаторий, 74 ОВОП, 73 домовых хозяйства.
Достигнуто плановое значение количества ОВОП, которое увеличилось с 23 в 2008 году до 74 в 2013 году, из них 63 ОВОП расположены в сельской местности. Ежегодно увеличивается доля посещений врачей общей практики от общего числа посещений врачей, ведущих амбулаторный прием. Предусмотрено дальнейшее развитие института ОВОП на основе действующей системы оказания первичной медицинской помощи. В рамках областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области" на 2009 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 01.09.2009 N 897-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области" на 2009 - 2015 годы и внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 N 703-п", запланировано строительство 8 ОВОП в 5 муниципальных районах области, а также реконструкция 2 ОВОП в 2 районах области.
ФАП в отдаленных сельских районах являются основным звеном, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Увеличение числа ФАП в соответствии с федеральными нормативами не предусматривается в связи с расширением сети ОВОП, обслуживанием сельского населения из близлежащих населенных пунктов в ЦРБ при хорошей сети дорог и развитом транспортном сообщении.
В 11 муниципальных образованиях области в 2011 году были организованы 24 домовых хозяйства (пункты первой медицинской помощи на селе), в течение 2012 года их численность увеличена до 73 в 17 муниципальных районах, в 2013 году плановое значение составляло 88. Особую роль в организации оказания медицинской помощи сельскому населению, проживающему в отдаленных районах области, приобретают выездные формы работы. В муниципальных районах области организована работа выездных бригад специалистов по оказанию медицинской помощи, широко применяются диагностические методы исследования.
3.2. В целях развития паллиативной медицинской помощи определена предварительная потребность в организации кабинетов паллиативной медицинской помощи на базе 6 межрайонных центров и 4 государственных медицинских организаций г. Ярославля и г. Рыбинска. Предусмотрена дальнейшая организация отделений сестринского ухода и отделений паллиативной помощи.
3.3. Планируемый перенос объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено сопровождается развитием стационарозамещающих технологий посредством увеличения количества пациенто-мест и стационаров на дому.
3.4. Для совершенствования организации неотложной помощи населению при обострении хронических заболеваний и состояниях, не требующих оказания экстренной медицинской помощи, с учетом кадрового дефицита специалистов первичного звена здравоохранения в 2012 году работали 12 пунктов неотложной помощи в 5 районах области, городах Ярославле и Рыбинске. Предусмотрена организация пунктов неотложной помощи еще в 14 медицинских организациях Ярославской области. Организация данной работы позволяет в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.12.2013 N 1732-п "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Территориальная программа), выполнить федеральный норматив объемов неотложной медицинской помощи в количестве 0,360 посещения на 1 жителя.
Дальнейшее развитие получит выездная работа врачей-специалистов областных специализированных больниц в районы. С этой целью за каждым районом закреплены кураторы по направлению служб.
Важное значение в организации медицинского обслуживания уделяется работе с населением по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
На территории Ярославской области куратором данного направления является ГУЗ ЯО "Областной центр медицинской профилактики". В рамках реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в Ярославской области функционируют 5 центров здоровья для взрослого населения, 3 центра здоровья для детей.
В 2012 году функционировало 17 кабинетов профилактики в медицинских организациях районов области.
С целью совершенствования работы, направленной на мотивацию к здоровому образу жизни, профилактику заболеваний, включая проведение диспансеризации и профилактических осмотров населения, планируется открытие кабинетов профилактики во всех медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
С целью обследования населения отдаленных районов области предусмотрено приобретение 1 мобильного комплекса для проведения диспансеризации населения, профилактических осмотров и скрининговых исследований на раннее выявление заболеваний.
3.5. Таким образом, в организации оказания медицинской помощи планируется увеличение доли оказания амбулаторно-поликлинической помощи за счет:
- улучшения работы участковой службы с учетом ведения паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг";
- увеличения количества профилактических осмотров всех видов: периодических, предварительных, осмотров декретированных групп населения;
- проведения диспансеризации и профилактических осмотров взрослого населения в соответствии с утвержденными порядками;
- роста активных посещений до 32 процентов;
- дальнейшего развития стационарозамещающих организационных форм;
- внедрения в деятельность медицинских организаций паллиативной медицинской помощи на амбулаторном этапе;
- распространения выездных форм работы специалистов медицинских организаций;
- развития неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях.