2.1. Структурные преобразования системы здравоохранения области на данном этапе запланированы с учетом имеющегося ресурсного и кадрового состояния системы здравоохранения области.
Поиск рационального использования кадровых и материальных ресурсов создает преимущественно одноканальный принцип финансирования отрасли. Проводя единую тарифную политику в системе ОМС и используя новые способы оплаты конечных результатов оказания медицинской помощи, медицинские организации Ярославской области получили возможность внедрять более рациональные формы организации медицинской помощи и осуществлять поиск эффективных вариантов использования кадровых и материальных ресурсов.
2.2. Среди приоритетных задач департамента здравоохранения и фармации Ярославской области особое значение имеет развитие кадрового потенциала медицинских организаций области, обеспечение укомплектованности медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, их соответствия квалификационным требованиям, мотивации к повышению качества и эффективности медицинской помощи. Кадровое обеспечение медицинских организаций является одним из важнейших вопросов развития системы здравоохранения области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их профессиональной подготовленности становится невозможным эффективное функционирование данной системы.
Растущий дефицит медицинских кадров и снижение укомплектованности медицинским персоналом, как врачебным, так и средним, оказывает негативное влияние на деятельность медицинских организаций.
Укомплектованность врачами медицинских организаций составляет в целом 94,7 процента, из них врачами, непосредственно оказывающими медицинскую помощь, - 93,1 процента, следствием дефицита врачебных кадров является перегруженность в работе, коэффициент совместительства в сфере здравоохранения составляет 1,3 и 1,4 соответственно.
В целях обеспечения врачебными кадрами медицинских организаций районов области была разработана региональная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.04.2013 N 461-п "О региональной целевой программе "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2013 - 2017 годы". Успешное выполнение мероприятий указанной региональной целевой программы позволит достичь следующих результатов:
- сохранить высокий показатель обеспеченности врачами медицинских организаций на уровне 49,6 на 10 тыс. населения в 2012 году и 46,0 на 10 тыс. населения в 2017 году;
- снизить показатель коэффициента совместительства в медицинских организациях области с 1,34 в 2011 году до 1,1 в 2017 году;
- увеличить показатель укомплектованности медицинскими кадрами медицинских организаций области с 93,6 процента в 2011 году до 95,0 процента в 2017 году;
- сократить дефицит врачебных кадров в здравоохранении области на 300 человек за счет увеличения эффективности целевой подготовки, установления дополнительных мер социальной поддержки студентам и выпускникам образовательных учреждений области, заключившим договоры на прохождение послевузовской подготовки и дальнейшее трудоустройство.
Укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 96,5 процента, показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения - 89,5.
Предпринимаются меры повышения статуса среднего медицинского персонала, на который возложено большое количество функций.
В связи с этим планируется увеличение к 2017 году:
- уровня обеспеченности медицинскими работниками со средним специальным медицинским образованием с 89,5 на 10 тыс. населения в 2012 году до 110,0 в 2017 году;
- уровня укомплектованности средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающим медицинскую помощь, на 3,5 процента;
- доли врачей по отношению к среднему медицинскому персоналу (1:2,8).
2.3. Привлечение в медицинские организации квалифицированных специалистов, ликвидация оттока специалистов за пределы области и в частные медицинские организации предусматривается за счет предоставления дополнительных социальных гарантий, а также обеспечения конкурентного уровня заработной платы в области. Основная цель кадровой политики в Ярославской области на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров и эффективных мотивационных механизмах. Выполнение мероприятий "дорожной карты" будет способствовать рациональному использованию кадров, закреплению выпускников в медицинских организациях, их будущему трудоустройству, снижению текучести врачебных кадров в медицинских организациях сельской местности, повышению уровня профессиональных знаний медицинских работников и в конечном итоге повышению эффективности, качества и доступности оказания медицинской помощи населению области.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" запланировано поэтапное повышение средней заработной платы отдельных категорий работников сферы здравоохранения, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг).
Уровень средней заработной платы работников системы здравоохранения в период 2013 - 2018 годов формируется в соответствии с динамикой примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников медицинских организаций, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.
Планируется осуществление перевода медицинских работников области на эффективный контракт, в котором будут конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов их труда и качества оказываемых государственных услуг.
2.4. Одним из направлений решения задачи по обеспечению населения Ярославской области качественной медицинской помощью является приведение материально-технической базы медицинских организаций и технического состояния зданий в соответствие с лицензионными требованиями, требованиями санитарного и пожарного законодательства путем проведения капитального ремонта зданий и оснащения организаций медицинским и технологическим оборудованием в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи.