В 2012 году на регистрируемом рынке труда Ярославской области сохранялись положительные тенденции, наметившиеся в 2010 - 2011 годах. Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, снизилась с 14,7 тыс. человек до 11,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - с 2,1 процента до 1,7 процента к численности экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) - с 2,2 до 1,3.
Положительной тенденцией можно также считать дальнейшее снижение уровня общей безработицы, рассчитанной по методологии МОТ. По данным последнего исследования Федеральной службы государственной статистики, Ярославская область по уровню общей безработицы занимает третье место (после Москвы и Московской области) среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ. Данный показатель за 2012 год снизился с 4,7 до 3,1 процента.
Несмотря на процессы стабилизации регионального рынка труда, связанные с улучшением ситуации в социально-экономической сфере, сохраняется диспропорция между спросом и предложением рабочей силы и сложная ситуация с занятостью населения в отдельных сельских поселениях и монопрофильных населенных пунктах, наблюдается территориальная дифференциация рынка труда. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2012 года варьировался по городским округам и муниципальным районам области от 0,6 до 5,0 процента от численности населения в трудоспособном возрасте, коэффициент напряженности на рынке труда варьировался от 0,5 до 228 незанятых граждан, состоящих на учете в государственных казённых учреждениях Ярославской области центрах занятости населения (далее - центры занятости), на одну вакансию.
Кроме того, формирование ситуации на рынке труда в 2013 - 2015 годах будет происходить под влиянием таких факторов, как ежегодное снижение численности населения области; рост доли лиц старше трудоспособного возраста; сокращение доли молодежи в возрасте до 15 лет в общей численности населения, обусловленное продолжительным падением рождаемости. Согласно прогнозным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в течение 2013 -2015 годов в области будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 9-10 тыс. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов.
Наряду с этим сохранится проблема трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда: длительно (более 1 года) не работавших, выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы, граждан с ограниченными возможностями и других лиц.
Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ликвидацией неэффективных рабочих мест, перераспределением рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности. Ежегодно в поисках работы в центры занятости в среднем будут обращаться 50 тыс. граждан. При этом прогнозируется, что численность регистрируемых безработных в среднемесячном исчислении может составить в 2013 году 11,3 тыс. человек, 2014 году - 11,0 тыс. человек, 2015 году - 10,8 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы соответственно 1,7, 1,6 и 1,6 процента к численности экономически активного населения.
В результате дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по территориальному и профессионально-квалификационному признакам в отдельных муниципальных образованиях области сохранится вероятность структурной и длительной безработицы, значительно превышающей среднеобластные показатели (Брейтовский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Любимский, Пошехонский муниципальные районы, а также монопрофильные населенные пункты - г. Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района, пос. Песочное Рыбинского муниципального района).
В этих условиях для поддержания стабильной ситуации на рынке труда необходима реализация мер в рамках Программы, способствующих снижению общей и регистрируемой безработицы, содействию трудоустройству и повышению конкурентоспособности рабочей силы.
Реализация Программы будет способствовать полному и качественному исполнению органами исполнительной власти полномочий в сфере содействия занятости населения и достижению прогнозных значений целевых показателей.