Важнейшим механизмом управления и развития региональной системы образования является внедрение нормативного (подушевого) финансирования учреждений образования.
С 2002 - 2003 года финансирование учреждений региональной системы образования предполагается осуществлять пропорционально количеству учащихся (воспитанников) на основе норматива расходов на содержание одного ученика. В городах и крупных населенных пунктах, где учащиеся, воспитанники, студенты и их родители имеют реальную возможность выбора учреждения для получения образования, предполагается осуществление принципа "деньги следуют за учеником".
Руководители и педагогические коллективы, стремясь обеспечить учреждению большее финансирование, будут проявлять заинтересованность в качественном образовании учащихся, учитывать при этом не только требования государственного образовательного стандарта, но и запросы родителей и самих учащихся.
Для формирования механизма нормативного финансирования необходимо осуществить следующие мероприятия:
- разработать нормативы бюджетного финансирования (НБФ) городских и сельских образовательных учреждений различных типов и видов;
- разработать схемы финансирования и бухгалтерского обслуживания образовательных учреждений;
- подготовить необходимую нормативную правовую базу;
- создать бухгалтерии в крупных образовательных учреждениях области;
- подготовить директоров и главных бухгалтеров к осуществлению самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности учреждений;
- создать и развернуть в муниципальных округах деятельность службы бухгалтерского аудита и консалтинга при информационно - образовательных центрах (полифункциональных инфраструктурных учреждениях, преемниках муниципальных методических служб);
- осуществить поэтапный процесс придания образовательным учреждениям статуса бюджетополучателей.
В целях повышения качества образования и эффективности использования бюджетных средств в каждом муниципальном округе предполагается оптимизировать сеть образовательных учреждений и инфраструктуры образования.
В Ярославской области в структуре сети общеобразовательных учреждений существует значительное количество школ (особенно в сельской местности) с малым количеством учащихся. Содержание некоторых из них является экономически и социально нецелесообразным, поскольку постоянные издержки на содержание зданий велики по сравнению с низкой социальной эффективностью отдельных школ.
Расчетное количество мест в общеобразовательных учреждениях превышает реальное количество учащихся.
Для создания более благоприятных условий для обучения и развития учащихся, повышения экономической и социальной эффективности региональной системы образования требуется оптимизация сети образовательных учреждений.
Для оптимизации сети образовательных учреждений предполагается:
- создать схемы организации образовательного пространства каждого муниципального округа и программы его реструктурирования (всего - 19 программ);
- разработать и реализовать план - график оптимизации сети образовательных учреждений каждого муниципального округа;
- создать нормативную правовую базу для реализации программ реструктурирования образовательного пространства муниципальных округов;
- создать в муниципальных округах сеть опорных школ (наиболее крупных с современной учебной базой, имеющих центральное расположение и филиалы в малых населенных пунктах);
- разработать и реализовать проект "Школьный автобус";
- провести реорганизацию института повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
- провести реорганизацию муниципальных методических служб.
Для эффективного управления региональной системой образования предполагается совершенствовать и развивать определенные Законом РФ "Об образовании" механизмы и процедуры:
- лицензирование образовательной деятельности;
- аттестацию образовательных учреждений;
- государственную аккредитацию образовательных учреждений;
- аттестацию педагогических и руководящих кадров;