1.1. Главным итогом деятельности органов управления всех уровней и работы педагогических коллективов по реализации Программы развития образования на 1995 - 1997 гг. и перспектив развития образования до 2000 г., утвержденных постановлением Губернатора Ярославской области от 24.01.95 N 28, является стабильно работающая и содержательно развивающаяся региональная система образования. На 01.09.2000 в области функционируют свыше 1500 образовательных учреждений всех типов и уровней образования (в 1995 г. их было 1629, сокращение произошло из-за уменьшения контингента дошкольников). За 1995 - 1999 гг. построено 12 школ на 6589 ученических мест и 1 дошкольное учреждение на 90 мест. Проведена реконструкция областной психолого - медико - педагогической консультации. Открыты 2 государственных учреждения Ярославской области: Центр лицензирования и Центр оценки и контроля качества образования, которые становятся главным инструментом осуществления государственного контроля качества образования. Открыт областной центр по опеке, усыновлению и попечительству.
На начало 2000/2001 учебного года начали работать 611 дошкольных учреждений (45,1 тыс. воспитанников), 585 общеобразовательных учреждений различных видов (173,9 тыс. учащихся), 46 учреждений начального профессионального образования (17,8 тыс. учащихся), 29 учреждений среднего профессионального образования (16,6 тыс. обучающихся); 52 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в особой государственной поддержке и защите (3,8 тыс. воспитанников), 116 учреждений дополнительного образования (75,9 тыс. детей), 33 вуза, в том числе филиалы и представительства (37 тыс. чел), 85 негосударственных образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях области занято 31,5 тыс. педагогов.
За прошедшие годы ежегодно проходили переподготовку на курсах повышения квалификации более 8000 работников региональной системы образования. Осуществляется целевая подготовка и переподготовка кадров за счет средств областного бюджета.
Около 100 администраторов учреждений региональной системы образования прошли переподготовку в Ярославском государственном педагогическом университете и получили второе высшее профессиональное образование и специальность "менеджер социальной сферы".
В настоящее время в числе действующих негосударственных образовательных учреждений разных типов и видов - 8 общеобразовательных. В последних обучаются 595 учащихся. Шесть негосударственных общеобразовательных учреждений имеют государственную аккредитацию. Деятельность негосударственных образовательных учреждений положительно сказывается на развитии всей системы образования: они наиболее гибко реагируют на изменения внешней среды, вносят разнообразие в рынок образовательных услуг, в них успешно решаются проблемы преемственности образования и индивидуализации обучения, апробируются многие авторские программы и проекты.
Введен в действие государственный образовательный стандарт начального, среднего и высшего профессионального образования, реализуется Концепция опережающего профессионального образования.
Постоянно совершенствуются условия оплаты труда различных категорий педагогических и руководящих работников образования. Учреждены премии Губернатора "За особые достижения в образовании" учителям и педагогическим коллективам, установлены стипендии одаренным учащимся.
Основные положения региональной политики в области образования, механизмы ее реализации определены в 8 региональных концепциях и 6 законах, разработанных и утвержденных в эти годы, программах, учебных и методических пособиях.
Реализация программных подходов осуществлялась в основном в рамках текущего финансирования, поэтому затратные мероприятия Программы остались не реализованными в полном объеме (информатизация образования, новое строительство и др.).
Из приоритетов сферы образования предметом первоочередной заботы департамент считает реализацию подпрограмм социальной поддержки и реабилитации детей и подростков. Положительно зарекомендовало себя межведомственное взаимодействие. Ведомственная программа патриотического воспитания переросла в Губернаторскую программу патриотического воспитания молодежи Ярославской области. Реализуется межведомственная программа занятости молодежи. С целью развития региональных концептуальных положений функционируют областные и 3 федеральные экспериментальные площадки.
Обозначился комплексный подход в решении социальных задач и адресности социальной помощи.
Становится определяющей социальная направленность в деятельности образовательных учреждений. Они все больше внимания уделяют работе в режиме реабилитации, коррекции развития и социальной помощи детям и подросткам. Осуществляется психологическое обеспечение педагогической деятельности через психологическую службу региона.
Обоснованно и эффективно реализуются развивающие коррекционные и компенсирующие программы обучения.
При дефиците финансовых и материальных ресурсов департамент образования совместно обеспечивал доступность с муниципальными органами управления, педагогическими коллективами основных образовательных услуг на всех ступенях обучения, условия для регионализации процесса обучения при сохранении лучших традиций в достижении высокого качества российского образования.
Четкое нормативное обеспечение порядка и обоснованность отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений способствовало значительному сокращению за последние годы числа обучающихся, отчисленных из общеобразовательных учреждений области.
В системе общего образования удалось сохранить бесплатность федерального комплекта школьных учебников, приобретаемых за счет бюджета области.
Для научно - методического обеспечения реализации регионального компонента содержания образования департамент осуществляет региональное книгоиздание - выпуски серии "Инициатива. Творчество. Поиск", нормативное правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений.
Ярославский регион, один из немногих в РФ, осуществляет паритетное сотрудничество с Московской дирекцией Института "Открытое Общество. Фонд Сороса". Грантополучателям региона выделена сумма более 200 тыс. долларов. В 2000 году департамент образования Администрации области выиграл тендер Института "Открытое общество". Областной проект "Региональная система управления качеством образования" получил в 2000 г. финансирование в размере 500 тыс. американских долларов.
В 1999 году начата работа по практическому участию Ярославского региона в проекте "Поддержка реструктурирования системы образования" с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития.
1.2. За последние несколько лет в экономике и социуме Ярославского региона произошли существенные изменения:
- обозначилась диспропорция в экономическом и социальном развитии городских и сельских районов области, сохраняется высокий уровень безработицы, происходит поляризация жизненного уровня различных групп населения;
- изменилась демографическая ситуация: падение рождаемости, снижение числа практически здоровых новорожденных детей, увеличение смертности среди населения области, особенно в сельской местности, и, как следствие, - прогрессирующее сокращение количества учащихся и воспитанников в учреждениях региональной системы образования и предстоящее высвобождение значительного количества сотрудников из сферы образования (приложения N N 1, 2, 3, 4);
- возрождается религиозное сознание населения Ярославской области, вновь открываются монастыри, православные храмы, при многих из них организуются воскресные школы;
- наметились тенденции к изменению традиционных ценностей жителей центральной полосы России: потребности значительной части молодежи области направлены на удовлетворение личных интересов, коллективизм постепенно вытесняется индивидуализмом;
- рынок труда области предъявляет дополнительные требования к качеству образования выпускников учреждений региональной системы образования, он перенасыщен специалистами, имеющими высшее и среднее профессиональное, в том числе педагогическое, образование;
- в регионе продолжается дифференциация потребителей образовательных услуг (по доходам, требованиям к образованию и т. п.). Значительная часть родителей и учащихся предъявляет к качеству общего среднего и начального профессионального образования повышенные требования. В массовом сознании качественное образование ассоциируется с возможностью поступления в учреждения высшего профессионального образования;
- из-за сокращения количества учащихся в городах области и крупных населенных пунктах появляется возможность реального выбора детьми и их родителями учреждений для получения образования, в т. ч. и негосударственных. У части населения появилась экономическая возможность и социальная готовность получать платное или частично платное образование.