Действующий

О программе повышения качества товаров, услуг и менеджмента в Ярославской области на 2002-2003 годы и на период до 2005 года Ярославское качество 2005

1. Описание проблемы и обоснование ее актуальности


1.1. Термины и определения

Для целей настоящего документа используются отдельные термины и определения Международной организации по стандартизации (ИСО), в том числе:

Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет установленные или обычно предполагаемые потребности или ожидания.

Продукция - результат процесса (совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы).

Услуга - продукция, получаемая в результате по меньшей мере одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя.

Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Политика в области качества - общие мероприятия и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Система менеджмента качества - система для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей.

Под конкурентоспособностью продукции в данном документе понимается интегральная характеристика продукции, обусловливающая возможность ее сбыта (включает: качество, цену, сроки поставки, стоимость эксплуатации, удобство обслуживания, имидж изготовителя и другие факторы).

1.2. Основные принципы

Главными принципами Программы являются:

Преемственность

В отношении политики в области качества, основных принципов и мероприятий настоящая Программа является логическим продолжением областной программы \"Качество\" на 1998 - 2001 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 24.03.98 N 193. Одновременно Программа является составной частью программы социально-экономического развития Ярославской области на 2002 - 2003 годы \"От выживания к благополучию\", а также учитывает одобренный Правительством РФ в декабре 2000 года проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг.

Добровольность

Предприятия, организации, структурные подразделения Администрации области, администрации муниципальных образований области принимают участие в Программе на добровольной основе. Мероприятия программы соответствуют письменным предложениям (заявкам) участников.

Ответственность

Мероприятия Программы являются не заданиями, а добровольно взятыми на себя обязательствами участников. В рамках Программы его участники и Администрация области являются партнерами. При этом участники полностью осознают свою морально-этическую ответственность за выполнение принятых обязательств.

Открытость

После утверждения Программа остается открытой для новых мероприятий и для новых участников, а также для отдельных корректировок по объективным причинам. Все связанные с этим предложения направляются кураторам Программы.

Информированность

Содержание Программы в полном объеме открыто и доступно для всех его участников и других заинтересованных сторон.

Периодическая информация участников о ходе выполнения мероприятий открыта для других заинтересованных сторон в части, не содержащей конфиденциальной информации, определяемой самими участниками.

1.3. Актуальность проблемы

Проблема качества существовала всегда, а ее восприятие и решение совершенствовалось с развитием человеческого общества.

Изначально качество воспринималось и оценивалось на бытовом уровне. Затем, с развитием товарного производства, возник контроль качества реализуемой (конечной) продукции, который со временем превратился во всеобъемлющий контроль качества на всех этапах жизненного цикла продукции и всех внутрипроизводственных этапах. Однако, насущные требования снижения непроизводительных затрат и повышения эффективности производства привели производителей товаров и услуг в середине XX века к новой философии и к новому подходу в обеспечении качества - системному подходу. Система бездефектного изготовления продукции (БИП), система бездефектного труда (СБТ), комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), система менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 - это важнейшие последовательные этапы в решении проблемы качества, пройденные Россией за последние 50 лет.

Аналогичный путь прошли и другие страны мира, причем, за последние 15 лет многие из них продвинулись значительно дальше, чем Россия. Всеобщий менеджмент качества (TQM), как философия качества XXI века, сегодня уже стал официально признанной национальной идеей в США, Японии, Англии, Германии, Швеции, Швейцарии, Корее, Сингапуре, Гонконге, Малайзии, Бразилии. Ежегодно к этому списку добавляются новые страны. Общепризнанно на мировом уровне, что XXI век будет веком качества, так как в условиях глобального рынка уровень качества товаров, услуг и менеджмента становится главным, определяющим фактором конкурентоспособности, а значит, и благополучия любых предприятий, организаций, регионов, стран.

Степень осознания важности проблемы качества на всех уровнях (от Президента и Правительства РФ до предприятий и предпринимателей) в России в последние годы неуклонно растет. Во исполнение поручения Президента РФ N ПР-622 (п. 2) от 04.04.2000 и по поручению Правительства РФ N ИК-П8-18976 от 30.06.2000 рабочей группой, состоящей из представителей 24 министерств и ведомств, администраций 4-х регионов (в т.ч. Ярославской области) и ряда общественных организаций, разработана Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (проект), которая была рассмотрена и одобрена Правительством РФ в декабре 2000 года. Концепцией предусматривается (п.4.3.), что в регионах России должна формироваться политика в области качества и должны разрабатываться программы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг, предусматривающие в числе других меры региональной поддержки предприятий и организаций, производящих продукцию, приоритетную для государства и региона. При этом одним из приоритетных направлений национальной политики в сфере качества и защиты прав потребителей является обеспечение качества и безопасности продукции и услуг.

1.4. Исходная ситуация