Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2013 года N 148-п

О внесении изменения в постановление Правительства области от 09.12.2011 N 968-п Об утверждении Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 - 2014 годы

В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" Правительство области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 09.12.2011 N 968-п "Об утверждении Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 - 2014 годы" изменение, изложив Областную целевую программу сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 - 2014 годы, утвержденную постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.Н. Ястребов


УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области


от 09.12.2011 N 968-п

(в редакции постановления Правительства области от 20.02.2013 N 148-п)

Областная целевая программа сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 - 2014 годы


Паспорт ОЦП

Сроки реализации ОЦП

01.01.2012 - 31.12.2014

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Блатов В.Ю., тел. (4852) 401-882

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент промышленной политики Ярославской области

директор департамента промышленной политики Ярославской области Секретарев Д.М., тел. (4852) 745-400;

 председатель комитета планирования и разработки программ департамента промышленной политики Ярославской области Кокарева И.С., тел. (4852) 400-533;

 начальник отдела народных художественных промыслов департамента промышленной политики Ярославской области Алферов А.П., тел. (4852) 400-511

Электронный адрес размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/dppdt/Pages/programms.aspx

Общая потребность в финансовых ресурсах

Источники финансирования

Единица измерения

Объем финансирования

всего

2012 год

2013 год

2014 год

Областной бюджет

млн. руб.

12,09

2,89

4,5

4,7

Внебюджетные источники

млн. руб.

6,675

1,425

2,6

2,65

Справочно:

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

местные бюджеты

млн. руб.

Итого по ОЦП

млн. руб.

18,765

4,315

7,1

7,35

I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью культурного наследия и традиций народного искусства, развивающихся на основе преемственности местных художественно-стилевых и технических особенностей, обогащаемых современным художественным опытом.

Народные художественные промыслы Ярославской области являются национальным достоянием и предметом гордости населения региона. Они представляют собой особую культурно-историческую ценность, так как обладают индивидуальными особенностями и не повторяют изделия народных художественных промыслов других регионов. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, обладающих комплексом уникальных по количеству и разнообразию видов и стилистических особенностей, охватывающих практически все виды техники и прикладного искусства, является важной государственной задачей.

В Ярославской области наиболее развиты такие виды народных промыслов, как художественная обработка металлов, производство художественной керамики, художественная вышивка, художественная обработка дерева и других растительных материалов, художественное ручное ткачество, в меньшей степени - художественное ручное вязание, художественное ручное кружево, производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов, изготовление изделий из войлока и овечьей шерсти, производство ювелирных изделий.

По состоянию на 01 января 2011 года в Ярославской области осуществляют деятельность в сфере народных художественных промыслов 17 организаций и 77 индивидуальных предпринимателей. Численность работающих во всех организациях, производящих изделия народных художественных промыслов, - 1500 человек. Кроме того, более 500 мастеров работают вне организаций (на дому) как индивидуально работающие мастера без регистрации в налоговых органах. Организациями народных художественных промыслов, расположенными на территории Ярославской области, в 2010 году изготовлено изделий народных художественных промыслов на сумму 266544 тыс. рублей, рост к 2009 году составил 103,3 процента.

Из 17 организаций, производящих изделия народных художественных промыслов, 9 организаций относятся к организациям народных художественных промыслов, производимые ими изделия пользуются спросом у населения региона и за его пределами. В регионе существует резерв для роста числа организаций, которые могут увеличить долю изделий народных художественных промыслов в общем объеме производства и реализации до 50 и более процентов и перейти из разряда потенциальных организаций народных художественных промыслов в организации народных художественных промыслов. Кроме того, нужно создавать условия для регистрации индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей. Планируется привлечение инвалидов и других маломобильных групп населения в область народных художественных промыслов для изготовления изделий народных художественных промыслов.

По данным мониторинга, в 2010 году количество индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере народных художественных промыслов, по сравнению с 2009 годом увеличилось с 60 до 77, что связано с регистрацией индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей (количество индивидуально работающих мастеров в 2009 году - 520 человек, в 2010 году - 503 человека). Сохраняется негативная тенденция сокращения численности работников, занятых на предприятиях народных художественных промыслов области. Так, по сравнению с 2009 годом численность работников сократилась на 6,4 процента. Кредиторская задолженность выросла на 5,2 процента.

Поддержка организаций народных художественных промыслов, осуществляемая на федеральном уровне, в последние годы значительно сократилась. В 2011 году в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.06.2010 N 509 "Об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2011 году", включены только 4 предприятия Ярославской области: закрытое акционерное общество "Фабрика "Ростовская финифть" (г. Ростов), закрытое акционерное общество "Новый мир" (г. Переславль-Залесский), закрытое акционерное общество "Переславская керамика" (г. Переславль-Залесский), общество с ограниченной ответственностью "Мастерская майолики Павловой и Шепелева" (г. Ярославль).

В сфере народных художественных промыслов области сохраняются негативные тенденции: сокращение количества организаций, численности работающих на них, низкий уровень рентабельности производства и заработной платы, сложности, связанные с возрастающими ценами на сырье, энергоносители, аренду помещений, недобросовестной конкуренцией и значительным количеством поступающей на потребительский рынок фальсифицированной продукции. В 2010 году отмечается снижение объемов отгруженных изделий народных художественных промыслов по большинству организаций народных художественных промыслов: закрытым акционерным обществом "Новый мир" в 2009 году отгружено изделий народных художественных промыслов на сумму 36613 тыс. рублей, в 2010 году - на 31894 тыс. рублей, то есть произошло снижение объемов производства на 12,8 процента, на федеральном государственном унитарном предприятии "Русские ремесла" произошло снижение объемов производства на 29,2 процента, в обществе с ограниченной ответственностью "Мастерская майолики Павловой и Шепелева" - на 29,1 процента.

Специфика структуры себестоимости изделий народных художественных промыслов заключается в большом удельном весе расходов на оплату труда, так как одной из особенностей производства изделий народных художественных промыслов является широкое и обязательное применение творческого, преимущественно ручного, труда художников и мастеров. В связи с этим в отрасли народных художественных промыслов чрезвычайно мала выработка продукции на одного работающего, а механизация процесса творческого ручного труда недопустима в связи с самой спецификой художественных промыслов. Таким образом, в отрасли народных художественных промыслов затраты на оплату труда вместе со страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды составляют около 50 процентов всех затрат. Кроме того, значительную долю затрат составляют расходы на потребление энергетических ресурсов (от 15 до 30 процентов). Все это приводит к тому, что организациям и мастерам народных художественных промыслов сложно конкурировать с предприятиями, использующими автоматизированный труд.

Финансово-экономический кризис 2009 года усугубил негативные тенденции в сфере народных художественных промыслов. Для того чтобы в неблагоприятных социально-экономических условиях поддержать отрасль, необходимы дополнительные виды государственной поддержки народных художественных промыслов.

Основными причинами отрицательных тенденций являются:

- техническая и технологическая отсталость производств и, как следствие, низкая конкурентоспособность изделий;

- постоянное повышение цен на энергоносители и сырье;

- высокие процентные ставки по банковским кредитам;

- отсутствие единой эффективной системы государственной поддержки народных художественных промыслов на федеральном, региональном и местном уровнях;

- неразвитость организационной инфраструктуры сбыта изделий народных художественных промыслов на внутреннем и зарубежном рынках;

- отсутствие системы эффективного менеджмента и маркетинга в организациях народных художественных промыслов;

- снижение профессионального уровня подготовки кадров и отсутствие эффективной системы переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере народных художественных промыслов и, как результат, сокращение численности профессионалов в отрасли, угроза утраты художественно-стилевых особенностей изделий и традиций, преемственности;

- недостаточно эффективная система пропаганды и популяризации народных художественных промыслов среди широких слоев населения.

Таким образом, в настоящее время в отрасли сложилась тяжелая ситуация, поддержка организаций и мастеров народных художественных промыслов недостаточна, необходимо расширять формы и виды поддержки, привлекая средства федерального, регионального и местного бюджетов.

Создание условий для развития отрасли народных художественных промыслов является одним из направлений стратегии социально-экономического развития Ярославской области и определяет задачи региональной политики в области народных художественных промыслов, которые возможно решить, объединив действия органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных организаций.

Необходимость решения вопроса поддержки народных художественных промыслов программно-целевым способом обусловлена реализацией принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Реализация ОЦП позволит:

- сохранить традиции и самобытность народных художественных промыслов Ярославской области;

- способствовать обеспечению стабильности организаций, производящих изделия народных художественных промыслов;

- осуществить продвижение изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках;

- обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию действующих организаций народных художественных промыслов, не нарушая основ технологии и традиций;

- обеспечить подготовку специалистов для организаций народных художественных промыслов;

- увеличить объем отгруженных изделий народных художественных промыслов до 295 млн. рублей;

- увеличить численность работающих в сфере народных художественных промыслов до 1750 человек;

- увеличить количество субъектов народных художественных промыслов за счет легализации деятельности индивидуальных мастеров;

- создать необходимые предпосылки для дальнейшего устойчивого развития народных художественных промыслов.

II. Цель ОЦП

Наименование цели

Показатель

наименование

единица измерения

значение

базовое

планируемое

2012 год

2013 год

2014год

Сохранение, возрождение и развитие традиционных народных художественных промыслов Ярославской области

количество организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере народных художественных промыслов Ярославской области

ед.

94

100

108

120

общий объем отгруженных изделий народных художественных промыслов

млн. руб.

266

273

280

295

численность работников, занятых в сфере народных художественных промыслов

человек

1500

1600

1660

1750

III. Задачи ОЦП

N п/п

Наименование задачи

Результат

наименование

единица измерения

планируемое значение

2012 год

2013 год

2014 год

1.

Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли народных художественных промыслов Ярославской области

количество информированных организаций, индивидуальных предпринимателей и индивидуально работающих мастеров, в том числе по вопросам налогообложения и финансовой поддержки

ед.

200

264

325

2.

Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли народных художественных промыслов Ярославской области

доля организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших поддержку в рамках ОЦП

%

2,5

3,0

3,5

3.

Маркетинговая поддержка продвижения продукции, производимой организациями и индивидуальными предпринимателями в сфере народных художественных промыслов Ярославской области, на российский и международный рынки и стимулирование ее сбыта

количество участников мероприятий, проводимых в рамках ОЦП

ед.

70

101

140

4.

Развитие кадрового обеспечения отрасли народных художественных промыслов

количество человек, прошедших обучение

ед.

12

120

140

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»