Действующий

Об утверждении Концепции долговой политики и управления государственной долгом Ярославской области на 2004-2007 годы

4. Осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом Ярославской области


Операции с долговыми обязательствами Ярославской области

В рамках исполнения областного бюджета и управления государственным долгом Ярославской области осуществляются следующие операции с долговыми обязательствами области:

-привлечение заемных средств;

-обслуживание долговых обязательств;

-погашение долговые обязательств;

-досрочное погашение долговых обязательств.

Оперативное управление государственным долгом Ярославской области

Учитывая, что изложенные выше подходы к формированию заемной политики рассматриваются в условиях уже имеющейся практики ее осуществления, то есть наличия уже принятых областью долговых обязательств, вопросы оперативного управления государственным долгом в целях обеспечения в дальнейшем устойчивости экономической и финансовой системы Ярославской области приобретают особую актуальность.

Главной целью системы оперативного управления государственным долгом Ярославской области следует признать сглаживание пиков долговых платежей, экономию бюджетных средств, выделяемых для обслуживания и погашения долговых обязательств, при одновременном обеспечении других видов расходов бюджета текущего финансового года.

В предыдущих разделах Концепции рассмотрены принципы управления государственным долгом Ярославской области на стадии формирования прогнозов, что в первую очередь выражается в установлении дополнительных ограничений на объемы осуществляемых заимствований на среднесрочную перспективу. В данном разделе предлагается определить методы оперативного управления государственным долгом Ярославской области в рамках исполнения бюджета текущего года. К числу таких методов относятся:

- корректировка сроков привлечения заемных средств,

- предусмотренных Программой государственных внутренних заимствований Ярославской области для финансирования утвержденного объема дефицита областного бюджета;

- накопление на счете областного бюджета средств, необходимых для погашения долговых обязательств по мере возможности;

- досрочное погашение долговых обязательств;

- сокращение объема заимствований;

- использование различных инструментов заимствований.

Корректировка сроков привлечения заемных средств при условии сохранения общих параметров бюджета текущего года предусматривает их перенесение на более ранние или поздние сроки по сравнению с утвержденным поквартальным распределением заимствований, Критерием определения необходимости ее осуществления является реальное финансовое состояние области, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований.

В случае временного снижения фактического поступления доходов против запланированного уровня, который может повлечь срыв в финансировании утвержденных на данный квартал расходов, может быть принято решение о досрочном привлечении заемных средств, предусмотренных на последующие периоды финансового года. В случае опережающего поступления запланированных доходов и (или) экономии утвержденного объема бюджетных расходов, может быть принято решение о перенесении государственных заимствований на более поздние сроки или досрочном погашении долговых обязательств области.

Корректировка сроков привлечения заемных средств может также мотивироваться складывающейся конъюнктурой на рынке заимствований, когда за счет изменения утвержденных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга области.

Накопление на счете областного бюджета средств, необходимых для погашения долговых обязательств, должно быть направлено в первую очередь на сглаживание пиковых нагрузок на областной бюджет и исключение в связи с этим резкого снижения уровня финансовой обеспеченности расходов бюджета.

Накопление средств, необходимых для погашения в установленные сроки долговых обязательств Ярославской области может осуществляться в году, предшествующем пиковой нагрузке, а также в рамках формирования проекта бюджета года, на который она приходится. В году, предшествующем пиковой нагрузке, накопление средств может осуществляться за счет доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения областного бюджета, а также путем отказа от перераспределения сумм сложившейся экономии в расходах. В случае отсутствия указанных источников может быть предложено решение об оптимизации (сокращении) объемов финансирования расходов текущего года.

Средства, накопленные в текущем финансовом году для погашения долговых обязательств Ярославской области следующего года, могут являться составной частью свободного остатка средств на начало следующего финансового года, и использоваться на погашение этих обязательств в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В целях избежания образования на счете областного бюджета значительной суммы неиспользуемых в текущем бюджетном обороте средств, то есть их замораживания, в зависимости от суммы накапливаемых финансовых ресурсов могут корректироваться сроки привлечения заемных средств, предусмотренных Программой государственных внутренних заимствований Ярославской области текущего года. Это означает, что за счет средств, имеющихся на счете по исполнению бюджета, осуществляется финансирование расходов текущего финансового года, а привлечение заемных ресурсов, предусмотренных на их финансирование, осуществляется в сроки, максимально приближенные к концу года. Такой механизм регулирования накопления средств для погашения долговых обязательств следующего финансового года обеспечивает экономию расходов по обслуживанию долговых обязательств.

Досрочное погашение долговых обязательств Ярославской области, включая банковские кредиты, выкуп и выведение из обращения государственных ценных бумаг Ярославской области, может осуществляться за счет дополнительно полученных доходов, перераспределения экономии по текущим расходам и/или привлечения новых, более дешевых, заимствований. К досрочному погашению могут быть приняты обязательства по срокам как текущего, так и следующего финансового года. Досрочное погашение обязательств следующего финансового года в форме банковских кредитов и выкупа государственных ценных бумаг, предусматривающего их изъятие из оборота до наступления срока погашения, осуществляется в целях сокращения расходов бюджета по обслуживанию заимствований.

Сокращение объема государственных заимствований должно осуществляться при стабилизации финансового положения за счет получения дополнительных доходов и оптимизации утвержденных расходов, в первую очередь путем отказа от направления указанных средств на увеличение расходов, не предусмотренных при утверждении бюджета. Сокращение объема государственных заимствований текущего финансового года должно рассматриваться как одна из мер снятия пиковых нагрузок по погашению долговых обязательств будущих периодов.

Использование тех или иных инструментов заимствований осуществляется в зависимости от ситуации на финансовом рынке и предлагаемых условий.

Бюджетные ссуды используются на покрытие кассового разрыва в текущем финансовом году.

Привлечение других заемных средств может осуществляться на покрытие дефицита бюджета (капитальные расходы, в том числе инвестиционные проекты, включенные в закон о бюджете) и рефинансирование государственного долга.