Действующий

Об утверждении Концепции долговой политики и управления государственной долгом Ярославской области на 2004-2007 годы

5. Управление рисками исполнения бюджета и программы государственных внутренних заимствований


В последние годы в процессе исполнения областного бюджета наблюдается характерная закономерность неравномерного поступления доходов и финансирования расходов бюджета в пределах года.

По статистике двух прошедших лет, наибольшее поступление доходов отмечается в апреле, июле, то есть в первые месяцы после завершения очередного квартала, и в конце года. Относительно меньше доходов поступает в середине кварталов. Несмотря на то, что в IV квартале объем доходов выше среднего, их оказывается недостаточно по причине большого объема финансирования расходов бюджета.

Ярославская область имеет достаточно диверсифицированную базу доходных поступлений, однако, в силу действующего порядка осуществления налоговых и неналоговых платежей, определяемого на федеральном уровне, добиться равномерности поступления доходов в бюджет в настоящее время не представляется возможным.

Несбалансированность бюджета усугубляется неравномерностью финансирования расходов бюджета. Наибольшие объемы расходов приходятся на конец года, когда главные распорядители средств бюджета выбирают остатки лимитов ассигнований, то есть самым критическим периодом на протяжении последних лет остается IV квартал, в котором расходы могут достигать 34,0% от общего объема в году.

Следствием несбалансированности бюджета в пределах года является то, что в отдельные периоды исполнение бюджета может осуществляться с преобладанием текущего профицита. В результате основная нагрузка на источники финансирования дефицита, в том числе государственные заимствования, может приходиться на периоды, когда возможности и сезонные условия для заимствований складываются не самые благоприятные, например, конец года.

Риски исполнения бюджета и программы государственных внутренних заимствований.

Основными рисками исполнения областного бюджета, в том числе в части привлечения заемных средств на рынке ценных бумаг, можно выделить:

- риск процентной ставки, показывающей вероятность неблагоприятного для Ярославской области изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;

- риск недостаточного спроса на облигации в определенный момент времени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента;

- риск снижения ликвидности рынка, связанный со снижением оборотов торгов и оттоком капитала в другие сегменты;

- риск монополизации рынка, характеризующийся высокой степенью концентрации облигаций у ограниченного круга инвесторов, что ведет к снижению ликвидности и может вызвать определенную зависимость эмитента от инвесторов.

В отдельные периоды риски ухудшения условий заимствований могут возрастать в силу макроэкономических причин, ухудшения общей конъюнктуры на рынках, снижения банковской ликвидности в связи с окончанием года. Учитывая, что основной объем заимствований может приходиться именно на эти периоды, предложение Ярославской областью облигаций на рынке может не найти адекватного спроса и область будет вынуждена привлекать средства на относительно невыгодных условиях и платить премию к вторичному рынку.

Мероприятия по управлению ликвидностью бюджета

Основным инструментом управления ликвидностью областного бюджета и государственными заимствованиями Ярославской области является оптимизация источников финансирования дефицита бюджета, которая подразумевает решение следующих задач:

- обеспечение полного и своевременного финансирования расходов;

- использование временно не востребованных для финансирования расходов средств областного бюджета;

В рамках решения первой задачи департаментом финансов Ярославской области проводятся следующие мероприятия:

- на регулярной основе осуществляется планирование исполнения областного бюджета в квартальной и месячной разбивке;

- в основу планирования включаются прогнозы поступления доходов, финансирования расходов, включая погашение долга, и привлечения государственных заимствований, а также статистический анализ исполнения предыдущих лет;

- при планировании заимствований учитываются не только потребности бюджета; но и экономические возможности по мобилизации ресурсов, конъюнктура на финансовых рынках, прогнозные оценки потребности в заимствованиях до конца года;

- объемы заимствований определяются по структуре и распределяются в течение года таким образом, чтобы не допускать ухудшения существенных условий заимствований;

- для сглаживания пиков платежей по финансированию расходов бюджета, в том числе на погашение долга, целесообразно при планировании бюджета и заимствований предусматривать резервные средства.

Как уже отражалось выше, резервные средства могут направляться на сокращенно долга. Однако данный путь не является самым эффективным способом использования временно свободных средств и в конечном итоге может только увеличить риски исполнения бюджета. Чем больше средств в начале года направляется на сокращение долга, тем больший объем необходимо будет привлекать в конце года, что чревато последствиями, описанными ранее.

В этой связи департамент финансов Ярославской области может применять стратегию сокращения долга, как правило, в отношении долговых инструментов, которые погашаются в текущем финансовом году. В основном такие операции проводятся с кредитами, процентные ставки по которым выше.

Данные операции приводят к снижению расходов на обслуживание долга и нагрузки на заемные источники финансирования дефицита бюджета.

Область планирует по мере необходимости использовать существующий опыт других субъектов федерации в управлении ликвидностью бюджета с помощью так называемых операций на открытом рынке.

Среди основных видов операций можно выделить операции обмена облигаций, с помощью которых департамент финансов Ярославской может производить выкуп одних выпусков облигаций с одновременной продажей других выпусков взамен выкупленных.

Операции обмена облигаций могут использоваться как дополнительный инструмент оптимизации долгового портфеля и поддержания ликвидности рынка. Кроме того, с помощью сделок обмена департамент финансов Ярославской области может проводить частичное рефинансирование долговых обязательств в рамках параметров, утвержденных бюджетом, выкупая краткосрочные выпуски облигаций и размещая долгосрочные.