Принятая правительством в 1988 г. "Программа строительства дорог в Нечерноземной зоне РСФСР" предусматривала резкое увеличение инвестиций в дорожное строительство и, в первую очередь, сельских дорог, в результате чего к 1990 г. был достигнут максимальный объем строительства и реконструкции дорог.
Реализация этой программы позволила несколько улучшить состояние местных дорог в отдельных регионах страны и повысить их капитальность за счет увеличения протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.
Вместе с тем, планирование объемов дорожных работ не всегда исходило из экономических приоритетов. Достаточно часто имели случаи, когда в первую очередь обстраивались второстепенные дороги, в то время как наиболее нагруженные и имеющие большую экономическую и социальную значимость автодороги оставались в плохом состоянии.
Ориентация на объемные валовые показатели привела к ослаблению внимания к вопросам ремонта и содержания, автомобильных дорог, объемы финансирования которого росли явно непропорционально объемам строительства и реконструкции.
Резкое увеличение объемов строительства и реконструкции, внутрихозяйственных дорог и рост их протяженности не сопровождались организационными мерами по созданию служб их эксплуатации и организации финансирования этих работ.
В результате этого увеличение ввода автодорог не сопровождалось увеличением протяженности дорожной сети, поскольку часть дорог постоянно разрушалась и утрачивалась из-за отсутствия надлежащей эксплуатации.
Практически все внутрихозяйственные дороги с твердым покрытием, построенные до 1985 г., были полностью разрушены или реконструированы в последующие годы.
Требования постоянно наращивать объемы строительства дорог в условиях ограниченных финансовых ресурсов и периодической нехватки средств на ремонт и содержание дорог привели к снижению транспортно эксплуатационного состояния дорожной сети.
За последние годы содержание дорог финансировалось лишь на 57%, ремонт - на 39, а 1997-1998 гг лишь на 9%.
Анализ ситуации в дорожном хозяйстве в эти годы показал, что кроме недостаточного обеспечения финансами и материальными ресурсами на развитие дорожной сети оказала негативное влияние действующая система неплатежей ,которая приводит к непопулярному росту ставок налогов и как следствие к негативному отношению к дорожному хозяйству.
Введение в действие в 1992 г. Закона "О дорожных фондах" и принятие Правительством Российской Федерации в развитие этого закона постановлений "О классификации автомобильных дорог в РСФСР" и "Об управлении дорожным хозяйством" явилось значительным шагом в реформировании системы финансирования и управления дорожным хозяйством.
Создание целевых источников финансирования дорожных работ из дорожных фондов, формируемых раздельно, на федеральном и территориальном уровне позволили отойти от остаточного принципа финансирования дорожного хозяйства и децентрализовать его за счет предоставления права регионам самостоятельно формировать и распоряжаться бюджетами территориальных дорожных фондов.
В условиях сложной экономической ситуации удалось обеспечить бесперебойное функционирование автомобильных дорог и сохранить от разрушения дорожную сеть области.
Вместе с тем, принятых мер пока недостаточно для вывода области из кризиса бездорожья. Для поддержания существующей сети дорог области, исходя из межремонтных сроков, необходимо ежегодно перекрывать асфальтобетонном 750 км дорог, реконструировать по 250 км и строить по 100 км. Фактически ремонтируется от 50 до 400 км в год, реконструируется 10-20 км, строится 10-30 км в год, то есть в целом средств необходимо в 4 раза больше, чем фактически имеется.
Требуется улучшение качества дорожных работ, совершенствование системы планирования и управления, повышение технического уровня дорожной техники и материалов, которые во многом определяют качества и долговечность автодорог, а также комплекс других мер по повышению эффективности использования средств дорожных фондов. Требуется полный пересмотр подходов к технологии работ - необходимо принимать не в целом дорогу , а каждый ее технологический элемент ежедневно в течение полного периода ее строительства. Процесс необратимых разрушений автодорог под воздействием нагрузок требует незамедлительного увеличения объемов ремонтных работ, несвоевременное проведение которых потребует в будущем в 1.5-2 раза больших затрат на их восстановление.
Автомобильные дороги, которые нередко называют кровеносной системой экономики страны, оказывают значительное влияние на различные аспекты жизнедеятельности государства. Проведенный выше анализ проблемной ситуации показывает, что исторически сложившаяся в нашей области недооценка роли автомобильных дорог имеет крайне отрицательные последствия в экономической и социальной сферах. Поэтому, в отличие от традиционно сложившихся у нас в стране подходов к этой проблеме, цель программы совершенствования и развития, автомобильных дорог в настоящий момент следует рассматривать гораздо шире.
Главной целью Основных направлений развития сети автомобильных дорог общего пользования Владимирской области на период 2002-2010 годов является создание условий для скорейшего развития экономики и национальных ресурсов области, стабилизация социально экономической ситуации и повышение деловой активности населения путем удовлетворения спроса и доступности в автомобильных перевозках и привлечения различных секторов экономики, отраслей производства и населения области к реализации настоящих Основных направлений развития сети автомобильных дорог общего пользования.
Генеральная цель Основных направлений обеспечивает достижение следующих целей в отдельных сферах жизнедеятельности государства.
В экономике: сокращение потерь и упущенной выгоды от бездорожья, увеличение валового общественного продукта и доходов бюджета за счет сокращения эксплуатационных затрат пользователей дорог и воздействия вне транспортного эффекта от развития дорожной сети на другие отрасли экономики области;
быстрого получения налогов от вложенных в дороги инвестиций (не требуется реализация товара).
В социальной сфере: повышение жизненного и культурного уровней населения путем удовлетворения спроса на автомобильные перевозки, снижение стоимости товаров и услуг, повышение подвижности населения и высвобождение свободного времени за счет сокращения стоимости автомобильных перевозок и времени пребывания в пути пассажиров; снижение социальной напряженности общества за счет развертывания общественных работ с созданием дополнительных рабочих мест в дорожном секторе, других областях общественного производства и сфере услуг, с привлечением к этим работам лиц, потерявших работу в других отраслях, увольняемых в запас военнослужащих и беженцев; сокращение дорожно-транспортных происшествий и отрицательного воздействия, автомобильных дорог на окружающую среду за счет улучшения дорожных условий.
Целевые задачи области, обеспечивающие приближение к достижению поставленных выше целей в планируемый период, включают:
а) гарантированное удовлетворение потребности области в автомобильных перевозках путем круглогодичного обеспечения связей по дорогам с твердым покрытием;
б) повышение эффективности инвестиций в дорожное хозяйство за счет определения экономических приоритетов и социальной значимости сельских населенных пунктов, где значительно количество постоянно проживающих людей;
в) повышение эффективной системы управления дорогами и их сооружениями и контроль за качеством.