Безусловным критерием нормативно-правовой базы являются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, а также законы, указы, постановления и распоряжения законодательной и исполнительной власти Владимирской области.
В проведении технической политики значительную роль играют отраслевые нормативы России и местные отраслевые нормативы, строящиеся на принципах:
требования, закрепленные в нормах, ориентированы в первую очередь на интересы пользователей дорог и обеспечивают эксплуатационную надежность и долговечность дорожных сооружений, безопасность движения, снижение эксплуатационных затрат пользователей дорог и служб эксплуатации, экологическую безопасность объектов при минимальных приведенных затратах на их строительство и эксплуатацию;
все нормируемые параметры имеют под собой строгое экономическое обоснование с учетом всех затрат и выгод, получаемых за срок службы сооружений;
число жестко нормируемых параметров должно быть минимальным, отражать потребительские свойства объекта и во многих случаях, заменено принципами их назначения с предоставлением большей инициативы инженеру при принятии решений в зависимости от конкретных условий места реализации проекта;
технические и экономические нормативы учитывают региональные особенности Российской Федерации;
состав и содержание нормативов максимально ориентированы на использование ЭВМ и существующих баз данных.
Реализация разработанной концепции совершенствования нормативно-правовой базы дорожного хозяйства, по оценкам экспертов, не только позволит повысить качество автомобильных дорог, но и обеспечит снижение стоимости дорожных работ на 10-15%.
Основным принципом взаимодействия органов государственного управления и предприятий различных форм собственности является контрактная система, предусматривающая:
обеспечение равноправного доступа на конкурс и равных условий получения заказов любым предприятием независимо от форм собственности;
выработку критериев выбора победителя конкурса, исходя из интересов государства и наиболее эффективного использования инвестиций;
выполнение всех объемных дорожных работ на конкурсной основе;
льготное кредитование наиболее приоритетных и жизненно важных производств на конкурсной основе;
реализация инвестиционных проектов строительства платных дорог и объектов дорожного сервиса на основе конкурса инвесторов.
Конкурсная система, способствующая повышению эффективности реализации Основных направлений развития сети а/дорог, должна охватывать все аспекты ее реализации, за исключением работ по эксплуатации автодорог, требующих в силу своей специфики специального подхода.
С целью обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования автомобильных дорог, осуществления их мобилизационной подготовки и более эффективного использования средств, работы по содержанию и текущему ремонту автодорог будут в основном выполняться специализированными государственными дорожно-эксплуатационными организациями по срочным договорам с органами управления дорожным хозяйством. По мере формирования рыночных отношений будет создаваться система контрактного содержания дорог и в этом секторе, начиная с автодорог с низкой интенсивностью движения.
Организация управления Основных направлений развития сети автомобильных дорог не требует создания специальных организационных структур. Управление осуществляется уже созданным Управлением автомобильных дорог администрации Владимирской области при взаимодействии с другими ведомствами.
Контрольные функции выполняют существующие органы власти. Ежегодные отчеты о выполнении мероприятий и показателей Основных направлений представляются в высшие органы исполнительной власти в порядке, установленном действующим законодательством, Президентом и Правительством Российской Федерации.
Оценка показателей Основных направлений осуществляется ежегодно, по плановым и фактическим достигнутым результатам на основе системы статистической отчетности и созданного информационного обеспечения.
Уровень развития и технического состояния дорожной сети оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие области, воздействуя как на макроэкономическую, так и микроэкономическую сферу. Поэтому при оценке экономической эффективности инвестиций, предусмотренных Основными направлениями, использован ряд показателей, характеризующих результаты ее воздействия на различные показатели экономики и социальную сферу.
Для оценки эффективности инвестиций в Основных направлениях использованы две группы показателей;
прямой эффект, характеризующий прямую выгоду пользователей дорог от улучшения дорожных условий;
косвенный эффект, позволяющий оценить влияние развития сети дорог на развитие других отраслей и экономику страны в целом.
Такой подход полностью соответствует мировой практике.
Основными исходными данными для расчета прямого эффекта являлись:
прогноз транспортных потоков;
существующее состояние дорожной сети по данным диагностики;
проектируемое состояние дорожной сети на основании объемов работ, предусмотренных Основными направлениями;