Процесс расчета размера платы за проезд и составления прейскуранта состоит из следующих этапов:
1) сбор и подготовка исходных данных;
2) расчет величины экономии, получаемой пользователями при проезде по платной автомобильной дороге по сравнению с альтернативным бесплатным маршрутом;
3) определение потребительского спроса на услуги проезда по платной автомобильной дороге;
4) определение оптимального значения размера платы за проезд;
5) составление прейскуранта.
Далее подробно рассматриваются мероприятия, осуществляемые в рамках каждого этапа.
2.1. Сбор и подготовка исходных данных.
Результаты выполнения работ первых двух этапов представляются, как правило, в приведенной ниже табличной форме.
Для выполнения расчетов необходимы следующие исходные данные:
1) интенсивность и структура транспортного потока с разбивкой по группам, рекомендуемым в таблице 1 настоящей Методики;
2) протяженность платного и альтернативного маршрутов;
3) средняя скорость движения по каждой группе транспортных средств по платному и альтернативному маршрутам;
4) средние тарифы на пробег 1 км и тарифы на 1 час работы транспортных средств (характерных представителей) в районе тяготения трассы;
5) статистические данные за предшествующий год об аварийности на платной и альтернативной дороге;
6) средний размер материального ущерба от ДТП.
Источниками исходных данных являются:
по подпунктам 1, 2 и 3 - данные дорожных организаций или проектно-сметная документация (для строящихся дорог);
по подпункту 4 - данные автотранспортных предприятий;
по подпункту 5 - карточки учета ДТП ГИБДД;
по подпункту 6 - расчет среднего значения материального ущерба от ДТП рекомендуется выполнять в соответствии с "Инструкцией по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий", ВСН 3-81.
При невозможности получить приемлемые исходные данные по подпункту 5 экономия, обусловленная повышением безопасности движения, при первоначальном определении размера платы за проезд в расчет не принимается. Данная экономия может быть учтена при последующем пересмотре размера платы за проезд.
Исходные данные заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
Наименование | Обозначение | Значение | ||
платн. | альт. | плат. | альт. | |
Интенсивность транспортного потока общая, авт./сутки | ИП0 | ИА0 | ||
Интенсивность по группе 1, авт./сутки | ИП1 | ИА1 | ||
Интенсивность по группе 2, авт./сутки | ИП2 | ИА2 | ||
Интенсивность по группе 3, авт./сутки | ИП3 | ИА3 | ||
Интенсивность по группе 4, авт./сутки | ИП4 | ИА4 | ||
Протяженность маршрута, км | Sпл | Sа | ||
Средняя скорость по группе 1, км/ч | VП1 | VА1 | ||
Средняя скорость по группе 2, км/ч | VП2 | VА2 | ||
Средняя скорость по группе 3, км/ч | VП3 | VА3 | ||
Средняя скорость по группе 4, км/ч | VП1 | VА4 | ||
Среднее количество автомобилей - участников ДТП за месяц по группе 1, шт. | Кпл1 | Ка1 | ||
То же по группе 2, шт. | Кпл2 | Ка2 | ||
То же по группе 3, шт. | Кпл3 | Ка3 | ||
То же по группе 4, шт. | Кпл4 | Ка4 | ||
Средний размер материального ущерба от ДТП, руб. | Упл | Уа |
На основании исходных данных, приведенных в таблице 2, рассчитывается время в пути по платному и альтернативному маршрутам, экономия времени для каждой группы транспортных средств (таблица 3).