Недействующий

Об основных направлениях развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области на период 2006-2015 гг. (с изменениями на: 25.12.2009)

2. Характеристика проблемы


2.1. Состояние сети территориальных автомобильных дорог общего пользования Владимирской области

Сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования Владимирской области на 01.01.2006 составляет 5276,8 км.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ) определен перечень межмуниципальных дорог протяженностью 2361,2 км, согласно постановлению Губернатора области от 22.09.2004 N 510 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Владимирской области". С учетом ввода в эксплуатацию 25.11.2005 Южного обхода г. Владимира протяженность региональных (межмуниципальных) дорог на 01.01.2006 составила 2395,3 км. Данные автодороги находятся в оперативном ведении государственного учреждения "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области". Основной задачей региональных (межмуниципальных) автомобильных дорог общего пользования является обеспечение автотранспортных связей внутри области, а также с соседними регионами.

В целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлением Губернатора Владимирской области от 22.09.2004 N 510 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Владимирской области" осуществлена передача территориальных автомобильных дорог общего пользования из государственной собственности Владимирской области в собственность муниципальных образований Владимирской области протяженностью 2881,5 км согласно постановлению Губернатора области от 25.05.2005 N 300. Функции управления муниципальными дорогами возлагаются на органы местного самоуправления.

В основном территориальные автодороги общего пользования Владимирской области построены более 30 лет назад и относятся к III и IV категории. В настоящее время дорожная сеть области в целом находится в удовлетворительном состоянии, но многие дороги и мосты требуют капитального ремонта и реконструкции. Всего на дорогах области находится 207 мостов общей протяженностью 7758,4 п. м, в том числе на региональных (межмуниципальных) - 119 шт./4973 п. м, на муниципальных автодорогах - 88 шт./2785,4 п. м. На территориальных дорогах области подлежит замене и реконструкции 21 мост, которые находятся в предаварийном состоянии, требуется проведение ремонта и капитального ремонта 38 мостов. Также на пересечениях автодорог с железными дорогами находятся 6 путепроводов протяженностью 672 п. м. Аналогичная ситуация с водопропускными трубами, которых по области 7035 шт./90533,8 п. м, из них около 25% находятся в неудовлетворительном состоянии.

В настоящий период дорожное хозяйство области испытывает значительные трудности в обеспечении ритмичной работы дорожно-транспортного комплекса ввиду недостаточного финансирования.

Происходит ежегодный недоремонт дорог (по всей сети территориальных автодорог общего пользования - более 800 км), ухудшается их техническое состояние. В последнее время ежегодный ввод автодорог в эксплуатацию составляет не более 5 - 6 км, что приводит к социальной напряженности среди населения Владимирской области. Из-за дефицита доходной части целевого бюджетного дорожного фонда объемы ремонта и содержания дорог выполняются в недостаточном размере (в 2005 году только 15% от необходимого) и поэтому сохраняется тенденция к ухудшению состояния дорожной сети.

Нормативный ежегодный объем по ремонту покрытий на межмуниципальных автомобильных дорогах (2395 км) с учетом межремонтных сроков службы (6 - 8 лет) составляет около 300 км с финансовыми затратами в размере не менее 700 млн. руб. При этом возможна ликвидация недоремонта к 2015 году.

2.2. Оценка влияния состояния дорожной сети на социально-экономическое развитие области

Исследования экономистов, основывающиеся на анализе взаимосвязи величины ВВП и плотности автодорог, убедительно показывает, что ВВП находится в прямой зависимости от плотности дорожной сети. По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории Владимирская область занимает одно из передовых мест в России.

Из-за низкого технического уровня и несоответствия параметров дорог интенсивности дорожного движения, перегрузки отдельных участков дорог средняя скорость движения по ним составляет 40 км/час, что приводит к увеличению стоимости перевозок на 20 - 25%. Также из-за влияния ровности покрытия, которая на большей части наших дорог оценивается как неудовлетворительная, стоимость перевозок дополнительно возрастает на 30 - 50%. При данном техническом состоянии дорожной сети автомобиль на наших дорогах расходует почти в 1,5 раза больше горючего, чем в развитых зарубежных странах.

В 2005 году на дорогах области совершено 3271 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибло 514 человек и получили ранения 4137 человек. Из общего числа ДТП 737 совершено при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях, что составило 23%.

Недооценка роли автомобильных дорог в экономике страны и отставание в развитии дорожной сети Российской Федерации являются одной из причин экономических трудностей и негативных социальных процессов, отставания в развитии сельского хозяйства, а также слабого развития социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса и падения продуктивности сельского хозяйства. Неудовлетворительное состояние дорожной сети области имеет не только экономические, но и огромные социальные последствия.

Неудовлетворительная транспортная доступность на значительной части территории страны и низкое качество автодорог являются причиной целого ряда негативных социальных последствий, включая:

- повышенную смертность населения из-за несвоевременного оказания медицинской помощи;

- сдерживание развития культуры и образования в труднодоступных регионах;

- сокращение свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам и т.д.;

- снижение качества и увеличение стоимости товаров и услуг из-за трудностей их доставки;

- снижение подвижности населения и увеличение безработицы;

- высокую смертность людей в дорожно-транспортных происшествиях и большое количество людей, получивших инвалидность или продолжительное время пребывающих на излечении в больницах после увечий;

- снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и снижение доходов работников, занятых в сельском хозяйстве;

- увеличение вредных выхлопов и шумового воздействия от автомобилей из-за низкого качества дорог;

- дополнительное уничтожение посевов и растительности из-за образования объездов на грунтовых дорогах в период распутицы;

- рост преступности за счет снижения мобильности органов охраны общественного порядка;

- резкое падение развития производства и предпринимательства.

Плохое состояние дорог в несколько раз увеличивает эмиссию вредных веществ, что оказывает крайне неблагоприятное воздействие на окружающую среду. При снижении скоростей движения и в местах заторов объем выброса окиси углерода увеличивается в несколько раз по сравнению с оптимальными скоростями движения (около 90 км/час), которые невозможно обеспечить на большинстве наших дорог.