Одна из традиционно важных задач внешнеэкономических связей - развитие экспорта, который является основным источником валютных поступлений.
Главной задачей региональной программы развития экспорта должно стать формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта и повышение его эффективности, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно - консультационной, маркетинговой и другой помощи местным экспортерам.
Основными инструментами содействия развитию внешнеэкономической деятельности являются:
- экономическое стимулирование, включающее предоставление экспортных субсидий, экспортное финансирование и страхование экспортных операций;
- организационное содействие участию в международных ярмарках, выставках, презентациях, деловых поездках, учебно - образовательных мероприятиях;
- информационно - консультационная поддержка - помощь при подборе внешнеэкономической информации и принятии решений об освоении новых рынков.
Для успешного функционирования системы региональной поддержки экспорта необходимо в ближайшее время провести комплексную работу по определению экспортного потенциала области, в рамках этого сделать конъюнктурный анализ возможности продажи на различных рынках товаров, выпускаемых во Владимирской области. Одновременно организовать работу по определению :
- конкурентных преимуществ продукции местных товаропроизводителей по сравнению с потенциальным экспортным рынком;
- спроса на продукцию на потенциальном экспортном рынке путем проведения маркетинговых исследований;
- мест, где региональные фирмы являются высококонкурентными и где спрос на продукцию высок.
Весь комплекс необходимых работ можно разделить на 5 основных направлений:
1. Задачи развития экспортного потенциала и диверсификации структуры экспорта:
a) разработка приоритетов внешнеэкономической политики в отношении стран, регионов, товарных рынков, групп потребителей с учетом интересов региона и последовательная их реализация;
б) вовлечение во внешнеэкономический оборот неиспользуемых в настоящее время экспортных ресурсов региона и наращивание на этой основе экспортного потенциала;
в) создание на региональном уровне системы льгот участникам внешнеэкономической деятельности в части выполнения их обязательств перед областным бюджетом и внебюджетными фондами (в т.ч. системы льготного кредитования экспорта на конкурсной основе);
г) создание и развитие системы страхования внешнеторговых операций, системы предоставления гарантий областного бюджета под внешнеторговые операции и системы страхования экспортных кредитов c созданием областного залогового фонда;
д) создание системы продвижения образцов новой продукции на внешние рынки:
2. Задачи повышения конкурентоспособности продукции предприятий Владимирской области на мировом рынке.
а) предоставление на конкурсной основе субсидий и бюджетных ссуд на развитие производства по созданию конкурентоспособной продукции и экспорта этой продукции;
б) создание благоприятных условий для притока зарубежных технологий (например, предоставление кредитных гарантий под импорт технологий и ноу-хау);
в) целенаправленное формирование отраслей промышленности, способных обеспечить экспорт готовой машинно-технической продукции, в том числе наукоемкой. Привлечение в эти отрасли государственных и частных инвестиций;
г) создание регионального центра добровольной сертификации экспортной продукции в международно признанных системах.
3. Развитие организационной инфраструктуры
Цивилизованный выход предприятий на внешний рынок является сложным и дорогостоящим процессом.
Самостоятельное решение этой проблемы по силам лишь ограниченному числу крупных предприятий. Перед администрацией области стоит задача формирования организационной инфраструктуры продвижения своей продукции на международные рынки.
1. Выход на внешние рынки, содействие предприятиям и организациям в создании сбытовых сетей предусматривает отбор зарубежных рынков, где продукция области либо имеет высокую конкурентоспособность, либо может воспользоваться открывающейся возможностью. В развитие этих связей проводится детальный анализ рынка, подбираются надлежащие политические, культурные или торговые мероприятия с целью популяризации своего региона, приглашаются из этого региона официальные делегации.
Для решения этого вопроса могут использоваться различные пути:
- взаимодействие с МВЭС, торгпредствами РФ и ТПП и создание системы представительств области в иностранных государствах. Зарубежные представительства области могут проводить маркетинг продукции местных фирм, исследования и разработки по экспортной стратегии области и зарубежным рынкам;