Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 1998 года N 175

Об утверждении концепции долгосрочной программы развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области до 2005 года

В целях определения стратегических задач Владимирской области в сфере внешнеэкономической деятельности и в соответствии с п.3 ст. 8 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 г., постановляю:

1. Утвердить концепцию долгосрочной программы развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области, предложенную на рассмотрение коллегии департаментом внешних экономических связей.

2. На основе концепции департаменту внешних экономических связей разработать и представить на рассмотрение коллегии и Законодательного Собрания области в 1999 году следующие целевые программы:

а) развития экспортной базы области;

б) привлечения иностранных инвестиций на территорию области;

в) развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности области.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Веретенникова В.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу с даты его опубликования.

Глава администрации области

Н.ВИНОГРАДОВ

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА


Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.

Важнейшей задачей сегодня является максимальное использование возможностей внешнеэкономической деятельности (далее по тексту - ВЭД) для осуществления структурной перестройки экономики, с одной стороны, и равноправного включения страны в систему международного разделения труда, с другой.

В условиях переноса центра тяжести экономических реформ в регионы и расширения их полномочий в сфере ВЭД развитие внешнеэкономических связей России во многом зависит от деятельности регионов. Поэтому одним из главных направлений работы в настоящее время является формирование региональной программы развития внешнеэкономической деятельности.

Особую важность в настоящее время приобретает структуризация интересов региона в сфере ВЭД и формулирование на этой основе стратегических задач развития внешнеэкономических связей, четкое определение приоритетов области. Все это составляет основу общей концепции развития внешнеэкономических связей области, ориентированной на формирование механизма интеграции области в мировую экономику.

На фоне увеличения внешнеторгового оборота и увеличения притока иностранных инвестиций в экономику Владимирской области выявлен ряд проблем в сфере ВЭД, требующих решения непосредственно на региональном уровне. Этому призвана способствовать предлагаемая концепция долгосрочной программы развития внешнеэкономической деятельности области, сочетающая существующие направления внешнеэкономической деятельности с общими интересами экономики региона и требованиями экономической безопасности государства.

Первоочередными целями внешнеэкономической политики администрации области являются:

- интеграция региональной экономики в систему мирохозяйственных связей;

- обеспечение доступа предприятиям региона к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов;

- оказание политической, финансовой, информационной поддержки организациям области в продвижении их продукции на мировые рынки;

- оптимальное сочетание структурной перестройки экономики региона с ее ориентацией на активный рост экспорта;

- рационализация импорта;

- привлечение иностранных инвестиций в экономику области для решения проблем продвижения российских товаров на внешний рынок, расширения и диверсификации экспорта, создания новых рабочих мест и освоения передовых форм организации производства;

- обеспечение экономической безопасности области при сохранении принципа свободы предпринимательства с одной стороны и соблюдении интересов региона в целом, с другой;

- изменение ВЭД фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков.

Направления внешнеэкономической деятельности Владимирской области определяются в соответствии со стратегическими целями и должны способствовать скорейшему выходу экономики области из кризисного состояния, продолжению радикальной экономической реформы на основе рыночных отношений, усилению социальной политики, повышению жизненного уровня граждан.

2.1. РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА


Одна из традиционно важных задач внешнеэкономических связей - развитие экспорта, который является основным источником валютных поступлений.

Главной задачей региональной программы развития экспорта должно стать формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта и повышение его эффективности, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно - консультационной, маркетинговой и другой помощи местным экспортерам.

Основными инструментами содействия развитию внешнеэкономической деятельности являются:

- экономическое стимулирование, включающее предоставление экспортных субсидий, экспортное финансирование и страхование экспортных операций;

- организационное содействие участию в международных ярмарках, выставках, презентациях, деловых поездках, учебно - образовательных мероприятиях;

- информационно - консультационная поддержка - помощь при подборе внешнеэкономической информации и принятии решений об освоении новых рынков.

Для успешного функционирования системы региональной поддержки экспорта необходимо в ближайшее время провести комплексную работу по определению экспортного потенциала области, в рамках этого сделать конъюнктурный анализ возможности продажи на различных рынках товаров, выпускаемых во Владимирской области. Одновременно организовать работу по определению :

- конкурентных преимуществ продукции местных товаропроизводителей по сравнению с потенциальным экспортным рынком;

- спроса на продукцию на потенциальном экспортном рынке путем проведения маркетинговых исследований;

- мест, где региональные фирмы являются высококонкурентными и где спрос на продукцию высок.

Весь комплекс необходимых работ можно разделить на 5 основных направлений:

1. Задачи развития экспортного потенциала и диверсификации структуры экспорта:

a) разработка приоритетов внешнеэкономической политики в отношении стран, регионов, товарных рынков, групп потребителей с учетом интересов региона и последовательная их реализация;

б) вовлечение во внешнеэкономический оборот неиспользуемых в настоящее время экспортных ресурсов региона и наращивание на этой основе экспортного потенциала;

в) создание на региональном уровне системы льгот участникам внешнеэкономической деятельности в части выполнения их обязательств перед областным бюджетом и внебюджетными фондами (в т.ч. системы льготного кредитования экспорта на конкурсной основе);

г) создание и развитие системы страхования внешнеторговых операций, системы предоставления гарантий областного бюджета под внешнеторговые операции и системы страхования экспортных кредитов c созданием областного залогового фонда;

д) создание системы продвижения образцов новой продукции на внешние рынки:

2. Задачи повышения конкурентоспособности продукции предприятий Владимирской области на мировом рынке.

а) предоставление на конкурсной основе субсидий и бюджетных ссуд на развитие производства по созданию конкурентоспособной продукции и экспорта этой продукции;

б) создание благоприятных условий для притока зарубежных технологий (например, предоставление кредитных гарантий под импорт технологий и ноу-хау);

в) целенаправленное формирование отраслей промышленности, способных обеспечить экспорт готовой машинно-технической продукции, в том числе наукоемкой. Привлечение в эти отрасли государственных и частных инвестиций;

г) создание регионального центра добровольной сертификации экспортной продукции в международно признанных системах.

3. Развитие организационной инфраструктуры

Цивилизованный выход предприятий на внешний рынок является сложным и дорогостоящим процессом.

Самостоятельное решение этой проблемы по силам лишь ограниченному числу крупных предприятий. Перед администрацией области стоит задача формирования организационной инфраструктуры продвижения своей продукции на международные рынки.

1. Выход на внешние рынки, содействие предприятиям и организациям в создании сбытовых сетей предусматривает отбор зарубежных рынков, где продукция области либо имеет высокую конкурентоспособность, либо может воспользоваться открывающейся возможностью. В развитие этих связей проводится детальный анализ рынка, подбираются надлежащие политические, культурные или торговые мероприятия с целью популяризации своего региона, приглашаются из этого региона официальные делегации.

Для решения этого вопроса могут использоваться различные пути:

- взаимодействие с МВЭС, торгпредствами РФ и ТПП и создание системы представительств области в иностранных государствах. Зарубежные представительства области могут проводить маркетинг продукции местных фирм, исследования и разработки по экспортной стратегии области и зарубежным рынкам;

- использование программ посольств, которые оказывают коммерческие услуги для экспортеров;

- содействие в создании региональных коммерческих организаций, способных на договорной основе оказывать предпринимателям области услуги по исследованию зарубежных рынков, содействие в подготовке к торговым ярмаркам и выставкам, консультации по выработке экспортной стратегии, поиску зарубежных представителей, осуществлению контактов с партнерами по совместным предприятиям. Такая организация не имеет фиксированного набора услуг, а заключает индивидуальные контракты с отдельными фирмами с учетом их спецификаций для внедрения на конкретный рынок;

- наем брокеров и представительных контакторов для поиска покупателей продукции области в определенном регионе;

2. Реклама, создание системы продвижения товаров на внешние рынки:

- выпуск рекламной продукции с целью пропаганды экспортного потенциала и инвестиционной привлекательности области;

- создание на базе выставки "Экспортный потенциал Владимирской области" информационного центра по продукции и ценам местных товаропроизводителей;

- организация торговых ярмарок на территории области и выезда делегаций предприятий области на выставки - ярмарки, проводимые в других регионах. Для проведения ярмарок необходимы собственные (областные) выставочные площади. Целесообразно для начинающих фирм субсидировать часть их расходов на транспортировку экспонатов, страховку, арендную плату, переводческие услуги, совместные рекламные мероприятия;

- организация торговых миссий за рубеж групп государственных и частных компаний для поиска возможностей для торговли.

3. Информация, создание системы обеспечения участников ВЭД внешнеторговой информацией:

- создание автоматизированной службы коммерческой информации, где можно получить информацию о потенциальных покупателях или продавцах товаров. Содействие в первую очередь малому и среднему предпринимательству в выходе на мировой рынок и разработка в интересах ориентированных на экспорт предприятий предложений по поддержке их внешнеэкономической деятельности;

- издание справочников для начинающего экспортера;

- использование для поиска партнеров для предприятий области специальных информационных сетей Евроинфоцентра Евросоюза (business corporatioN network);

- создание страноведческого банка данных по экономике государств.

4. Экспортное финансирование - кредитование и страхование внешнеторговых операций.

Услугами центральных страховых и кредитных учреждений могут пользоваться в основном крупные компании. Для предприятий малого и среднего бизнеса необходимо создавать региональные специализированные фирмы, которые могли бы решать вопросы страхования заграничных политических и экономических рисков путем поручительства областного бюджета.

Решение об экспортном финансировании должно приниматься коллегиально - представителями ТПП, кредитного учреждения и администрации.

Поэтому требуется определить и оценить потребности в финансировании различных секторов экономики, а также определить, на какой риск при финансировании различных экспортных программ можно пойти ради экспортирования, чтобы это было приемлемо для областного бюджета.

5. Привитие психологии экспортера предпринимателям.

Необходимо проводить индивидуальную, конкретизированную работу с отдельно взятыми, главным образом нерегулярными и потенциальными экспортерами. Для этой цели можно использовать различные направления работы:

- обучение навыкам внешнеэкономической деятельности, проведение семинаров для экспортеров (базовые - для компаний, впервые выходящих на внешний рынок, и продвинутые - по конкретным зарубежным рынкам и отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности), проведение практических семинаров по обмену опытом, индивидуальное консультирование потенциальных экспортеров;

- налаживание системы сбора и распространения коммерческих предложений инофирм среди предприятий малого и среднего бизнеса (используя опыт ТПП и на ее базе);

- проведение квалифицированными специалистами диагностики экспортных возможностей предприятий, налаживание регулярного сбора и обработки информации по местным фирмам, оценка их экспортных возможностей, определение предприятий с высоким внешнеэкономическим потенциалом и закрепление за ними специалистов экспортной службы, выявление наиболее перспективных рынков сбыта для них;

- распространение информационных брошюр по организации ВЭД в регионе;

- разработка совместно с Владимирским филиалом Российской Академии государственной службы при Президенте РФ курса подготовки ассистентов по экспорту, который будет готовить кадры молодых служащих, владеющих иностранным языком, хорошо разбирающихся в экспортных технических терминах, знающих, как управлять бизнесом и организовывать его, обученных такой технологии связи и информации, которая имеет существенное значение для экспортной торговли, обладающих навыка сделок;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»