(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 23.12.2013 N 1478)
1. Основные положения.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью инфраструктуры, способствующей экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности. Развитие автомобильных дорог в условиях повышения экономической активности и интенсивной автомобилизации населения должно не только обеспечивать доступ к населенным пунктам и соответствие пропускной способности дорожной сети потокам автомобильного транспорта, но и быть готовым к решению задач, которые будут поставлены перед транспортной системой в долгосрочной перспективе.
Состояние и уровень развития автодорог страны непосредственно влияют на основные экономические показатели, валовой внутренний продукт (ВВП), уровень цен, доходы бюджета, уровень занятости населения и др. Именно поэтому одним из приоритетных направлений всех экономических реформ определено развитие транспортных коммуникаций и в первую очередь автомобильных дорог.
Решение задачи совершенствования и развития дорожной сети Российской Федерации требует комплексного подхода, что нашло отражение в настоящих Основных направлениях.
Плановый объем дорожных работ на реализацию Основных направлений ежегодно уточняется исходя из финансовых возможностей областного бюджета.
2. Характеристика проблемы
2.1. Состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 2372,0 км, в том числе с твердым покрытием - 2371,7 км. На данной сети автомобильных дорог находятся искусственные сооружения: путепроводы – 5 шт./590,3 п.м., железобетонные мосты - 96 шт./3789,4 п.м., металлические мосты – 5 шт./1497,1 п.м., железобетонные трубы – 2704 шт./ 38292 п.м., металлические трубы – 42 шт./460,2 п.м.
Во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Губернатора области от 22.09.2004 N 510 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области" утвержден перечень дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения региона.
Данные автодороги находятся в оперативном управлении государственного учреждения "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области". Основной задачей автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения является обеспечение автотранспортных связей внутри области, а также с соседними регионами.
По состоянию на 01.01.2010 года данная сеть автодорог имеет следующие показатели:
- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляет - 53,4 %;
- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - 20 %.
В настоящий период дорожное хозяйство области испытывает значительные трудности в обеспечении ритмичной работы дорожно-транспортного комплекса ввиду недостаточного финансирования.
Происходит ежегодный недоремонт дорог (по всей сети автодорог общего пользования - более 800 км), ухудшается их техническое состояние. Из-за дефицита средств областного бюджета работы по ремонту и содержанию дорог выполняются в недостаточном объеме, и поэтому сохраняется тенденция к ухудшению состояния дорожной сети.
2.2. Оценка влияния состояния дорожной сети на социально-экономическое развитие области
Исследования экономистов, основывающиеся на анализе взаимосвязи величины ВВП и плотности автодорог, убедительно показывают, что ВВП находится в прямой зависимости от плотности дорожной сети. Плотность дорожной сети области на 01.01.2010 г. составляет 193,9 км на 1000 м2, что позволяет занимать одно из ведущих мест среди регионов Центрального федерального округа.
Из-за низкого технического уровня и несоответствия параметров дорог интенсивности дорожного движения, перегрузки отдельных участков дорог средняя скорость движения по ним составляет 40 км/час, что приводит к увеличению стоимости перевозок на 20 - 25%. Также из-за влияния ровности покрытия стоимость перевозок дополнительно возрастает на 30 - 50 %. При данном техническом состоянии дорожной сети автомобиль на наших дорогах расходует почти в 1,5 раза больше горючего, чем в развитых зарубежных странах.
Недооценка роли автомобильных дорог в экономике страны и отставание в развитии дорожной сети Российской Федерации являются одной из причин экономических трудностей и негативных социальных процессов, отставания в развитии сельского хозяйства, а также слабого развития социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса и падения продуктивности сельского хозяйства. Неудовлетворительное состояние дорожной сети области имеет не только экономические, но и огромные социальные последствия.
Неудовлетворительная транспортная доступность на значительной части территории страны и низкое качество автодорог являются причиной целого ряда негативных социальных последствий, включая:
- повышенную смертность населения из-за несвоевременного оказания медицинской помощи;
- сдерживание развития культуры и образования в труднодоступных регионах;
- сокращение свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам и т.д.;
- снижение качества и увеличение стоимости товаров и услуг из-за трудностей их доставки;
- снижение подвижности населения и увеличение безработицы;
- высокую смертность людей в дорожно-транспортных происшествиях и большое количество людей, получивших инвалидность или продолжительное время пребывающих на излечении в больницах после увечий;
- снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и снижение доходов работников, занятых в сельском хозяйстве;