Общие положения
В современной России в течение последних десятилетий убеждение, что ребенок должен воспитываться в семье, стало основой организации помощи детям, оставшимся по разным причинам без попечения родителей.
Каждый ребенок имеет право на семью, помощь, заботу и полноценное развитие. Для этого ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере понимания и любви.
Мировая практика показывает, что дети, воспитывающиеся в замещающей семье, лучше проходят социальную адаптацию, демонстрируют положительную динамику физического, психического и интеллектуального развития, приобретают навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены в сравнении с детьми, которые воспитываются в детских домах и интернатных учреждениях.
Во Владимирской области, как и в целом в России, за последние десятилетия значительно расширились формы функционирования замещающей семейной заботы. Кроме усыновления и опекунства (попечительства) реализуются формы патронатного воспитания, приемной семьи.
Однако, как показывает практика, для успешного функционирования замещающей семьи недостаточно только придания ей правового статуса. Здесь сохраняет свою актуальность проблема профессиональной подготовки граждан-кандидатов в замещающие родители.
Настоящая Программа является документом, разработанным в соответствии с нормативными актами, определяющими политику государства и Владимирской области в части защиты прав и интересов ребенка, а также прав граждан, изъявивших желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Программа направлена на решение на региональном уровне проблем, связанных с подготовкой кандидатов в принимающие родители.
Цель Программы:
Содействовать развитию и укреплению социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки граждан, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; обеспечивать профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия.
Задачи Программы:
1) Обеспечить условия реализации прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.
2) Обеспечить условия реализации прав граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
3) Обеспечить качественную подготовку граждан, желающих принять ребенка в замещающую семью, в сфере юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических знаний.
4) Оказать помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
5) Содействовать развитию информационно-просветительской деятельности по вопросам организации подготовки граждан к принятию на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, семейного неблагополучия.
В процессе подготовки замещающих родителей особенно важным становится формирование системы знаний по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволят обеспечить и укрепить осознание готовности к приему ребенка в семью. Показателями такой готовности будут выступать умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, желание организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем замещающей семьи и профилактике их возникновения.
Исходя из этого, содержание Программы включает в себя 13 модулей по следующим приоритетным направлениям обучения:
1) Организационно-педагогические вопросы (модули 1, 11, 12, 13).
2) Юридические вопросы защиты законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модули 1, 8, 9, 11).
3) Психолого-педагогические вопросы реализации замещающей заботы (модули 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
4) Медицинские аспекты подготовки замещающих родителей (модули 2, 4, 9).
5) Вопросы социально-педагогической сферы защиты замещающих семей (модули 6, 8, 9, 10, 12).
Кроме того, Программа включает в себя следующие направления деятельности:
1) Информационно-просветительское - предоставление информации о семейных формах устройства детей, разъяснение требований и порядка создания приемной семьи.
2) Диагностическое - изучение личностных особенностей граждан, желающих создать приемную семью, мотивов принятия ребенка в семью, воспитательного потенциала будущей замещающей семьи.
3) Образовательное - подготовка различных категорий кандидатов, изъявивших желание приять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4) Консалтинговое - индивидуальное консультирование замещающих родителей по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.
Полный курс подготовки ориентирован на 80 академических часов: