ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2012 года N 1168

Об утверждении Программы Владимирской области подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить Программу Владимирской области подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области Н.В. Виноградов

Приложение

к постановлению Губернатора области

от 15.10.2012 1168

Программа Владимирской области подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, Владимирской области


Общие положения

В современной России в течение последних десятилетий убеждение, что ребенок должен воспитываться в семье, стало основой организации помощи детям, оставшимся по разным причинам без попечения родителей.

Каждый ребенок имеет право на семью, помощь, заботу и полноценное развитие. Для этого ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере понимания и любви.

Мировая практика показывает, что дети, воспитывающиеся в замещающей семье, лучше проходят социальную адаптацию, демонстрируют положительную динамику физического, психического и интеллектуального развития, приобретают навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены в сравнении с детьми, которые воспитываются в детских домах и интернатных учреждениях.

Во Владимирской области, как и в целом в России, за последние десятилетия значительно расширились формы функционирования замещающей семейной заботы. Кроме усыновления и опекунства (попечительства) реализуются формы патронатного воспитания, приемной семьи.

Однако, как показывает практика, для успешного функционирования замещающей семьи недостаточно только придания ей правового статуса. Здесь сохраняет свою актуальность проблема профессиональной подготовки граждан-кандидатов в замещающие родители.

Настоящая Программа является документом, разработанным в соответствии с нормативными актами, определяющими политику государства и Владимирской области в части защиты прав и интересов ребенка, а также прав граждан, изъявивших желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Программа направлена на решение на региональном уровне проблем, связанных с подготовкой кандидатов в принимающие родители.

Цель Программы:

Содействовать развитию и укреплению социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки граждан, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; обеспечивать профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия.

Задачи Программы:

1) Обеспечить условия реализации прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

2) Обеспечить условия реализации прав граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

3) Обеспечить качественную подготовку граждан, желающих принять ребенка в замещающую семью, в сфере юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических знаний.

4) Оказать помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5) Содействовать развитию информационно-просветительской деятельности по вопросам организации подготовки граждан к принятию на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, семейного неблагополучия.

В процессе подготовки замещающих родителей особенно важным становится формирование системы знаний по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволят обеспечить и укрепить осознание готовности к приему ребенка в семью. Показателями такой готовности будут выступать умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, желание организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем замещающей семьи и профилактике их возникновения.

Исходя из этого, содержание Программы включает в себя 13 модулей по следующим приоритетным направлениям обучения:

1) Организационно-педагогические вопросы (модули 1, 11, 12, 13).

2) Юридические вопросы защиты законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модули 1, 8, 9, 11).

3) Психолого-педагогические вопросы реализации замещающей заботы (модули 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

4) Медицинские аспекты подготовки замещающих родителей (модули 2, 4, 9).

5) Вопросы социально-педагогической сферы защиты замещающих семей (модули 6, 8, 9, 10, 12).

Кроме того, Программа включает в себя следующие направления деятельности:

1) Информационно-просветительское - предоставление информации о семейных формах устройства детей, разъяснение требований и порядка создания приемной семьи.

2) Диагностическое - изучение личностных особенностей граждан, желающих создать приемную семью, мотивов принятия ребенка в семью, воспитательного потенциала будущей замещающей семьи.

3) Образовательное - подготовка различных категорий кандидатов, изъявивших желание приять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4) Консалтинговое - индивидуальное консультирование замещающих родителей по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.

Полный курс подготовки ориентирован на 80 академических часов:

из них 30% теоретических часов, 70% часов практикумов, включая диагностику и итоговую аттестацию. Учебно-тематические планы для реализации Программы составляются с учетом особенностей категории замещающих родителей, в том числе иностранных усыновителей.

Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, "круглых столов", консультаций со специалистами.

Занятия проводят специалисты: юрист, врач, педагог-психолог, социальный педагог.

По окончании учебы слушателям выдается:

- пакет методических и справочных рекомендаций, включающий методические рекомендации врача, педагога-психолога, социального педагога и юриста, расписание индивидуальных консультаций со специалистами, список используемой литературы;

- свидетельство по установленной форме о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.

Содержание Программы

Модуль 1. "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители". Включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка), и изучение, в том числе следующих вопросов:

а) содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Модуль 2. "Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей".

Содержание модуля направлено на:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Модуль 3. "Этапы развития ребенка".

Содержание включает в себя изучение следующих тем:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Модуль 4."Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка".

Предполагает изучение следующих тем:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Модуль 5. "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)".

Включает изучение следующих тем:

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Модуль 6 . "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»