Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2016 ГОДЫ (с изменениями на: 22.12.2016)

ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАХ ЮФО В 2011 ГОДУ <59>

Наименование субъектов

На душу населения, тыс. рублей <60>

В сопоставимых ценах, в процентах

к 2010 году

к 2008 году

Астраханская область

115,4

109,3

121,1

Волгоградская область

97,8

104,9

108,2

Краснодарский край

139,1

104,2

115,4

Республика Адыгея

101,9

113,2

139,0

Республика Калмыкия

43,0

114,3

126,4

Ростовская область

127,1

108,6

100,8

     ________________

<59> Информационно-аналитическая система "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения - сентябрь 2016 года.

<60> http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/21-02.htm. Дата обращения - сентябрь 2016 года.

В разрезе продовольственных и непродовольственных товаров наблюдается тенденция в направлении увеличения доли последних (53,6 процента по данным за 2011 год). Так, по итогам 2011 года рост продаж непродовольственных товаров составил 114,3 процента к уровню 2010 года, тогда как по группе продовольственных товаров - 102,4 процента (в сопоставимых ценах).

Положительная динамика оборота была характерна для всех категорий хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров населению. Оборот торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), возрос в 2011 году по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах на 9,3 процента, а их доля в формировании оборота увеличилась до 88,6 процента, в первую очередь благодаря наращиванию доли торговых сетей (с 17,1 процента в 2010 году до 18,4 процента в 2011 году). Среди сетевых ритейлеров высокий прирост оборота в 2011 году наблюдался в филиале Южный ЗАО "Торговый дом "Перекресток" (в основном за счет расширения сети магазинов "Пятерочка"). Кроме того, отмечен существенный рост объемов продаж в гипермаркетах ООО "ИКЕА", ООО "Реал - Гипермаркет", ООО "Леруа Мерлен Восток", филиалах ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь", ООО "Евросеть" и ЗАО "Тандер".

На розничных рынках и ярмарках прирост оборота розничной торговли в 2011 году также был положительным по сравнению с 2010 годом: на 3,1 процента, однако сложился ниже, чем в стационарной торговле, вследствие чего доля рыночной и ярмарочной торговли в общем объеме розничных продаж снизилась на 0,6 процентного пункта до 11,4 процента.

По итогам 2011 года произошло увеличение оборота общественного питания на 5,7 процента в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году. В формировании оборота общественного питания основной вклад принадлежит субъектам малого предпринимательства - 83,4 процента от общего объема выручки от продажи продукции. Вместе с тем тенденция распространения сетей аналогично торговому сектору охватила данную сферу услуг.

По итогам 2011 года объем платных услуг населению увеличился в сопоставимых ценах по сравнению с 2010 годом на 1,8 процента, составив, таким образом, 122106,2 млн. рублей. В структурном срезе общего объема платных услуг в четырехлетнем периоде констатирована тенденция увеличения удельного веса жилищно-коммунальных услуг (с 28,4 процента в 2008 году до 34,5 процента в 2011 году), медицинских (с 3,6 процента до 4,4 процента) и туристских (с 0,9 процента до 1,1 процента), услуг учреждений культуры (с 1 процента до 1,1 процента), физической культуры и спорта (с 0,3 процента до 0,4 процента). Более всего в 2011 году снизилась доля сектора бытовых услуг (с 18,1 процента в 2008 году до 14,2 процента в 2011 году).

В 2011 году на туристском рынке Ростовской области свою деятельность осуществляли 359 турфирм, что на 62,4 процента больше, чем в 2008 году. Общий объем средств, поступивших от реализации туристского продукта (за минусом налога на добавленную стоимость и иных аналогичных платежей) в 2011 году, составил 914,7 млн. рублей, что в действующих ценах на 32,7 процента больше, чем в 2008 году. Турфирмами Ростовской области в 2011 году было отправлено за границу 173708 российских туристов, что на 24,5 процента больше, чем в 2008 году.

За период с 2008 по 2011 год число гостиниц и аналогичных средств размещения выросло на 15,6 процента и составило на конец 2011 года 260 единиц. Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения по данным за 2011 год составила 551194 человека, что на 6,5 процента больше, чем в 2008 году, а доходы выросли в действующих ценах на 21,8 процента и составили около 2,3 млрд. рублей. Число специализированных средств размещения на конец 2011 года составило 159 единиц, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 4,6 процента. В то же время численность лиц, размещенных в указанных учреждениях, снизилась в сравнении с 2008 годом на 16,3 процента и составила 144285 человек <61>.

     ________________

<61> Информационно-аналитическая система "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения - сентябрь 2016 года.

В Ростовской области туризм остается одной из стратегически значимых задач, определяемой Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года как создание конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего наиболее полную реализацию туристско-рекреационного потенциала Ростовской области, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также повышение занятости и уровня доходов населения.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2011 года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 106,1 процента.

Основное влияние на рост потребительских цен Ростовской области принадлежит рынку платных услуг, где прирост в декабре 2011 года, по сравнению с декабрем 2010 года, составил 10,2 процента (по сравнению с декабрем 2008 года - 37,9 процента). Что касается товарного сектора, то динамика менее значительна - 4,7 процента (соответственно 24 процента).

В рамках потребительских цен на товары наибольшее увеличение в декабре 2011 года зафиксировано в секторе непродовольственных товаров - на 6,3 процента по отношению к декабрю 2010 года. Одновременно к докризисному уровню потребительская инфляция данной группы товаров оказалась самой низкой - 122,5 процента.

Индекс потребительских цен на продовольственные товары по итогам декабря 2011 года составил 103,3 процента по отношению к декабрю предшествующего года (125,1 процента к уровню 2008 года). Рассматриваемая ценовая динамика к декабрю предыдущего года является малоинтенсивной ввиду насыщенности рынков продовольственных товаров и снижения цен на растениеводческую продукцию.

Стоимость минимального набора продуктов питания, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в декабре 2011 года составила 2263,4 рубля, что на 8,1 процента ниже значения показателя в декабре предыдущего года.

В декабре 2011 года среди регионов ЮФО в Ростовской области отмечены самая высокая стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг - 9051,5 рубля, а также темп роста данного показателя к декабрю 2010 года - 107 процентов.

Розничная торговля и сфера услуг Ростовской области в 2012 году характеризуется позитивными тенденциями.

В целом за 2012 год оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 619,1 млрд. рублей и превысил прошлогодний уровень на 8,5 процента (в сопоставимых ценах). Указанная положительная динамика обусловлена приростом на 9,2 процента оборота в стационарной торговой сети, учитывая то, что прирост объемов продаж товаров на розничных рынках и ярмарках заметно ниже и составил 2,5 процента.

Анализ потребительского рынка в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров свидетельствует, что в 2012 году реализация непродовольственных товаров осуществляется более динамично, чем продовольственных (112,6 процента против 103,7 процента соответственно), что соответствует общей тенденции последних лет. Основными факторами указанного тренда являются рост благосостояния населения и активизация потребительского кредитования.

Объем платных услуг по всем каналам реализации в 2012 году составил 132,3 млрд. рублей, что превышает уровень соответствующего периода прошлого года в сопоставимых ценах на 2,1 процента. В структуре платных услуг населению устойчиво доминируют услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспортные и бытовые услуги, которые занимают 81,2 процента от общего объема платных услуг.