Наименование субъектов | На душу населения, тыс. рублей <60> | В сопоставимых ценах, в процентах | |
к 2010 году | к 2008 году | ||
Астраханская область | 115,4 | 109,3 | 121,1 |
Волгоградская область | 97,8 | 104,9 | 108,2 |
Краснодарский край | 139,1 | 104,2 | 115,4 |
Республика Адыгея | 101,9 | 113,2 | 139,0 |
Республика Калмыкия | 43,0 | 114,3 | 126,4 |
Ростовская область | 127,1 | 108,6 | 100,8 |
________________
<59> Информационно-аналитическая система "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения - сентябрь 2016 года.
<60> http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/21-02.htm. Дата обращения - сентябрь 2016 года.
В разрезе продовольственных и непродовольственных товаров наблюдается тенденция в направлении увеличения доли последних (53,6 процента по данным за 2011 год). Так, по итогам 2011 года рост продаж непродовольственных товаров составил 114,3 процента к уровню 2010 года, тогда как по группе продовольственных товаров - 102,4 процента (в сопоставимых ценах).
Положительная динамика оборота была характерна для всех категорий хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров населению. Оборот торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), возрос в 2011 году по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах на 9,3 процента, а их доля в формировании оборота увеличилась до 88,6 процента, в первую очередь благодаря наращиванию доли торговых сетей (с 17,1 процента в 2010 году до 18,4 процента в 2011 году). Среди сетевых ритейлеров высокий прирост оборота в 2011 году наблюдался в филиале Южный ЗАО "Торговый дом "Перекресток" (в основном за счет расширения сети магазинов "Пятерочка"). Кроме того, отмечен существенный рост объемов продаж в гипермаркетах ООО "ИКЕА", ООО "Реал - Гипермаркет", ООО "Леруа Мерлен Восток", филиалах ЗАО "Торговый дом "ЦентрОбувь", ООО "Евросеть" и ЗАО "Тандер".
На розничных рынках и ярмарках прирост оборота розничной торговли в 2011 году также был положительным по сравнению с 2010 годом: на 3,1 процента, однако сложился ниже, чем в стационарной торговле, вследствие чего доля рыночной и ярмарочной торговли в общем объеме розничных продаж снизилась на 0,6 процентного пункта до 11,4 процента.
По итогам 2011 года произошло увеличение оборота общественного питания на 5,7 процента в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году. В формировании оборота общественного питания основной вклад принадлежит субъектам малого предпринимательства - 83,4 процента от общего объема выручки от продажи продукции. Вместе с тем тенденция распространения сетей аналогично торговому сектору охватила данную сферу услуг.
По итогам 2011 года объем платных услуг населению увеличился в сопоставимых ценах по сравнению с 2010 годом на 1,8 процента, составив, таким образом, 122106,2 млн. рублей. В структурном срезе общего объема платных услуг в четырехлетнем периоде констатирована тенденция увеличения удельного веса жилищно-коммунальных услуг (с 28,4 процента в 2008 году до 34,5 процента в 2011 году), медицинских (с 3,6 процента до 4,4 процента) и туристских (с 0,9 процента до 1,1 процента), услуг учреждений культуры (с 1 процента до 1,1 процента), физической культуры и спорта (с 0,3 процента до 0,4 процента). Более всего в 2011 году снизилась доля сектора бытовых услуг (с 18,1 процента в 2008 году до 14,2 процента в 2011 году).
В 2011 году на туристском рынке Ростовской области свою деятельность осуществляли 359 турфирм, что на 62,4 процента больше, чем в 2008 году. Общий объем средств, поступивших от реализации туристского продукта (за минусом налога на добавленную стоимость и иных аналогичных платежей) в 2011 году, составил 914,7 млн. рублей, что в действующих ценах на 32,7 процента больше, чем в 2008 году. Турфирмами Ростовской области в 2011 году было отправлено за границу 173708 российских туристов, что на 24,5 процента больше, чем в 2008 году.
За период с 2008 по 2011 год число гостиниц и аналогичных средств размещения выросло на 15,6 процента и составило на конец 2011 года 260 единиц. Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения по данным за 2011 год составила 551194 человека, что на 6,5 процента больше, чем в 2008 году, а доходы выросли в действующих ценах на 21,8 процента и составили около 2,3 млрд. рублей. Число специализированных средств размещения на конец 2011 года составило 159 единиц, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 4,6 процента. В то же время численность лиц, размещенных в указанных учреждениях, снизилась в сравнении с 2008 годом на 16,3 процента и составила 144285 человек <61>.
________________
<61> Информационно-аналитическая система "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения - сентябрь 2016 года.
В Ростовской области туризм остается одной из стратегически значимых задач, определяемой Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года как создание конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего наиболее полную реализацию туристско-рекреационного потенциала Ростовской области, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также повышение занятости и уровня доходов населения.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2011 года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 106,1 процента.
Основное влияние на рост потребительских цен Ростовской области принадлежит рынку платных услуг, где прирост в декабре 2011 года, по сравнению с декабрем 2010 года, составил 10,2 процента (по сравнению с декабрем 2008 года - 37,9 процента). Что касается товарного сектора, то динамика менее значительна - 4,7 процента (соответственно 24 процента).
В рамках потребительских цен на товары наибольшее увеличение в декабре 2011 года зафиксировано в секторе непродовольственных товаров - на 6,3 процента по отношению к декабрю 2010 года. Одновременно к докризисному уровню потребительская инфляция данной группы товаров оказалась самой низкой - 122,5 процента.
Индекс потребительских цен на продовольственные товары по итогам декабря 2011 года составил 103,3 процента по отношению к декабрю предшествующего года (125,1 процента к уровню 2008 года). Рассматриваемая ценовая динамика к декабрю предыдущего года является малоинтенсивной ввиду насыщенности рынков продовольственных товаров и снижения цен на растениеводческую продукцию.
Стоимость минимального набора продуктов питания, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в декабре 2011 года составила 2263,4 рубля, что на 8,1 процента ниже значения показателя в декабре предыдущего года.
В декабре 2011 года среди регионов ЮФО в Ростовской области отмечены самая высокая стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг - 9051,5 рубля, а также темп роста данного показателя к декабрю 2010 года - 107 процентов.
Розничная торговля и сфера услуг Ростовской области в 2012 году характеризуется позитивными тенденциями.
В целом за 2012 год оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 619,1 млрд. рублей и превысил прошлогодний уровень на 8,5 процента (в сопоставимых ценах). Указанная положительная динамика обусловлена приростом на 9,2 процента оборота в стационарной торговой сети, учитывая то, что прирост объемов продаж товаров на розничных рынках и ярмарках заметно ниже и составил 2,5 процента.
Анализ потребительского рынка в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров свидетельствует, что в 2012 году реализация непродовольственных товаров осуществляется более динамично, чем продовольственных (112,6 процента против 103,7 процента соответственно), что соответствует общей тенденции последних лет. Основными факторами указанного тренда являются рост благосостояния населения и активизация потребительского кредитования.
Объем платных услуг по всем каналам реализации в 2012 году составил 132,3 млрд. рублей, что превышает уровень соответствующего периода прошлого года в сопоставимых ценах на 2,1 процента. В структуре платных услуг населению устойчиво доминируют услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспортные и бытовые услуги, которые занимают 81,2 процента от общего объема платных услуг.