Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"

1.1. Проблемы развития сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области и причины их возникновения


В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения - 716,0 км, регионального и межмуниципального значения – 7 490,12 км, местного значения – 7381,9 км, протяженность улично-дорожной сети муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности, – 254 284,4 тыс. м2.

Автомобильные дороги подвержены влиянию природной окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:

содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущих к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущих за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых средств в условиях их ограниченных объемов.

Областной долгосрочной целевой программой "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010 - 2014 годы", с учетом дефицита финансовых средств, ставилась задача сохранения сети дорог области. До зимы 2011 – 2012 года данная задача выполнялась. Основная сеть дорог области за счет ее содержания, ремонта и капитального ремонта поддерживалась в состоянии, обеспечивающем требования безопасности движения. Однако в результате одновременного действия ряда факторов произошло катастрофическое изменение ситуации на сети дорог области.

В течение ряда лет происходил недоремонт сети дорог. При нормативном объеме ремонта в 670 км в год фактически осуществлялся ремонт на 160 - 170 км дорог, капитального ремонта, соответственно, при норме 600 км в год, фактически – 23 – 25 км в год. В последние годы в результате изменения ситуации с перевозками на железнодорожном транспорте (отсутствие достаточного количества подвижного состава, высокие железнодорожные тарифы) на автомобильных дорогах области резко увеличилось количество автомобилей повышенной грузоподъемности (40 и более тонн).

Все это привело к накоплению дефектов, деформаций, микротрещин. В связи с необычайно длительной, холодной, с резкими перепадами температур зимы 2011 - 2012 года произошло катастрофическое разрушение участков автомобильных дорог, которые не ремонтировались в нормативные сроки. В результате процент дорог, не соответствующих нормативным требованиям вырос с 34,4 процента в 2011 году до 48 процентов в 2012 году. Учитывая сложившиеся темпы разрушения дорог и темпы ремонта, расчетным путем определили прогноз изменения процента дорог, не соответствующих требованиям нормативных документов: 2013 год - 61 процента, 2014 год – 73 процента, 2015 год – 82 процента, 2016 год – 82 процента, 2017 год – 82 процента, 2018 год – 82 процента, 2019 год – 82 процента.

Аналогичные процессы происходят и на сети дорог местного значения. Прогноз изменения процента несоответствия сети дорог местного значения нормативным требованиям выглядит следующим образом: 2012 год - 49 процента, 2013 год – 62 процента, 2014 год – 74 процента , 2015 год – 83 процента, 2016 год – 83 процента, 2017 год – 83 процента, 2018 год – 83 процента, 2019 год – 83 процента.

По состоянию на 1 января 2012 г. 39 процентов мостовых сооружений на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 58 (14 процентов) сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта (ремонтонепригодные мосты) и требуется их реконструкция или строительство новых мостов.

Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования.

Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию.

Свыше трети протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.