ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 августа 2012 года N 751
Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"
(Утратило силу:
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 590)
(Изменения и дополнения:
постановления Правительства Ростовской области от 26.09.2012 N 915, НГР:ru61000201200887)
постановление правительства Ростовской области от 30.11.2012 N 1040, НГР:ru61000201201026)
В связи с необходимостью развития современной и эффективной автомобильно-дорожной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике Ростовской области, Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" согласно приложению N 1.
2. Утвердить методику оценки эффективности реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" согласно приложению N 2.
3. Установить, что в ходе реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - 2020 годы" ежегодной корректировке подлежат мероприятия и объемы их финансирования с учетом возможностей средств дорожного фонда Ростовской области.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра транспорта Вартаняна Д.Х.
Губернатор
Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство транспорта
Ростовской области
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"
Наименование Программы | - | областная долгосрочная целевая программа "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - |
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный заказчик Программы | - | министерство транспорта Ростовской области |
Разработчик программы | - | министерство транспорта Ростовской области |
Основная цель Программы | - | развитие современной и эффективной автомобильно-дорожной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике |
Основные задачи Программы | - | выполнение комплекса работ по поддержанию, оценке надлежащего технического состояния, |
Сроки реализации Программы | - | 2015 - 2020 годы |
Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий | - | паспорт областной долгосрочной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015 - 2020 годы"; |
Исполнители Программы | - | министерство транспорта Ростовской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в случае принятия их представительными органами соответствующих решений |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования Программы составляет: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (целевые показатели) | - | реализация мероприятий Программы к 2020 году приведет к достижению следующих результатов: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Ростовской области и Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством |
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения - 716,0 км, регионального и межмуниципального значения – 7 490,12 км, местного значения – 7381,9 км, протяженность улично-дорожной сети муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности, – 254 284,4 тыс. м2.
Автомобильные дороги подвержены влиянию природной окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущих к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущих за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых средств в условиях их ограниченных объемов.
Областной долгосрочной целевой программой "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010 - 2014 годы", с учетом дефицита финансовых средств, ставилась задача сохранения сети дорог области. До зимы 2011 – 2012 года данная задача выполнялась. Основная сеть дорог области за счет ее содержания, ремонта и капитального ремонта поддерживалась в состоянии, обеспечивающем требования безопасности движения. Однако в результате одновременного действия ряда факторов произошло катастрофическое изменение ситуации на сети дорог области.
В течение ряда лет происходил недоремонт сети дорог. При нормативном объеме ремонта в 670 км в год фактически осуществлялся ремонт на 160 - 170 км дорог, капитального ремонта, соответственно, при норме 600 км в год, фактически – 23 – 25 км в год. В последние годы в результате изменения ситуации с перевозками на железнодорожном транспорте (отсутствие достаточного количества подвижного состава, высокие железнодорожные тарифы) на автомобильных дорогах области резко увеличилось количество автомобилей повышенной грузоподъемности (40 и более тонн).
Все это привело к накоплению дефектов, деформаций, микротрещин. В связи с необычайно длительной, холодной, с резкими перепадами температур зимы 2011 - 2012 года произошло катастрофическое разрушение участков автомобильных дорог, которые не ремонтировались в нормативные сроки. В результате процент дорог, не соответствующих нормативным требованиям вырос с 34,4 процента в 2011 году до 48 процентов в 2012 году. Учитывая сложившиеся темпы разрушения дорог и темпы ремонта, расчетным путем определили прогноз изменения процента дорог, не соответствующих требованиям нормативных документов: 2013 год - 61 процента, 2014 год – 73 процента, 2015 год – 82 процента, 2016 год – 82 процента, 2017 год – 82 процента, 2018 год – 82 процента, 2019 год – 82 процента.
Аналогичные процессы происходят и на сети дорог местного значения. Прогноз изменения процента несоответствия сети дорог местного значения нормативным требованиям выглядит следующим образом: 2012 год - 49 процента, 2013 год – 62 процента, 2014 год – 74 процента , 2015 год – 83 процента, 2016 год – 83 процента, 2017 год – 83 процента, 2018 год – 83 процента, 2019 год – 83 процента.
По состоянию на 1 января 2012 г. 39 процентов мостовых сооружений на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 58 (14 процентов) сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта (ремонтонепригодные мосты) и требуется их реконструкция или строительство новых мостов.
Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования.
Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию.
Свыше трети протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
Дорожное хозяйство является одной из отраслей экономики страны, развитие которого очень сильно зависит от общего ее состояния, вместе с тем дорожное хозяйство, как один из элементов инфраструктуры экономики, оказывает такое же влияние на ее развитие.
Автомобильный транспорт - один из самых распространенных, мобильных видов транспорта требует наличия развитой сети автомобильных дорог с комплексом различных инженерных сооружений на ней. Автомобильные дороги, являясь сложными инженерно-техническими сооружениями, имеют ряд особенностей, а именно:
представляют собой линейные сооружения, очень материалоемкие, трудоемкие, а следовательно, требующие больших финансовых затрат;
в отличие от других видов транспорта автомобильный транспорт наиболее доступный для всех вид транспорта, а его неотъемлемый элемент - автомобильная дорога доступна абсолютно всем гражданам страны, водителям и пассажирам транспортных средств и пешеходам;
помимо высокой первоначальной стоимости строительства, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог также требуют больших затрат.
Как и любой товар, автомобильная дорога обладает определенными потребительскими свойствами, а именно:
удобство и комфортность передвижения;
скорость движения;
пропускная способность;
безопасность движения;
экономичность движения;
долговечность;
стоимость содержания;
экологическая безопасность.
Одним из направлений деятельности государства по финансированию дорожного хозяйства является максимальное удовлетворение потребности населения и экономики страны в автомобильных дорогах с высокими потребительскими свойствами при минимальных и ограниченных ресурсах.
Оценка влияния дорожного хозяйства на экономику включает целый ряд более сложных проблем, чем оценка экономических затрат. Это определяется рядом причин. Во-первых, ряд полезных результатов, таких как повышение комфорта и удобства поездок за счет улучшения сети дорог или экономии времени за счет увеличения средней скорости движения, с большим трудом могут быть оценены в денежном выражении, поскольку для них отсутствуют естественные рыночные цены, показывающие ту сумму, которую люди согласны платить за это. Во-вторых, результат в форме снижения транспортных затрат распылен по широкому спектру большого числа людей за длительный период времени поэтому его трудно спрогнозировать и проследить его влияние. В-третьих, многие виды полезных результатов от совершенствования дорожного хозяйства являются непрямыми, например стимулирование общего развития экономики. Чтобы реально оценить этот вид результата, как правило, необходимо учесть капитальные вложения в другие сферы народного хозяйства. Однако оценка последних не всегда может быть гарантирована.
Наиболее важные виды результатов улучшения дорожной сети включают следующие элементы:
снижение текущих издержек, в первую очередь для пользователей автомобильными дорогами;
стимулирование общего экономического развития прилегающих территорий;
экономию времени как для пассажиров, так и для грузов, находящихся в пути;
снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесенного материального ущерба;
повышение комфорта и удобства поездок.
Оценка социальной роли автомобильных дорог может быть проведена по следующим показателям: экономия свободного времени; изменение уровня здоровья населения; увеличение занятости, снижение миграции населения и т.д.
Автомобильная дорога является локомотивом устойчивого развития - этот вывод эксперты Всемирного Банка сделали еще 35 лет назад, определив практически линейную связь (с уровнем достоверности 97 процентов) между протяженностью дорог с твердым покрытием и душевым валовым внутренним продуктом (далее ВВП).
В целом улучшение дорожных условий способствует:
сокращению времени на перевозки грузов и пассажиров (за счет увеличения скорости движения);
снижению стоимости перевозок (за счет сокращения расхода горюче-смазочных материалов, далее - ГСМ) за счет снижения износа транспортных средств от плохого качества дорог, повышения производительности труда);
развитию туризма;
повышению спроса на услуги дорожного сервиса;
повышению транспортной доступности;
снижению последствий стихийных бедствий;
сокращению числа дорожно-транспортных происшествий:
улучшению экологической ситуации (за счет роста скорости движения уменьшается расход ГСМ).
Таким образом, дорожные условия оказывают влияние на все важные показатели экономического развития страны. Во многих странах мира выход из кризисных экономических ситуаций начинается с бурного развития дорожного строительства. Это объясняется также и тем, что порядка 35 - 40 процентов средств, направляемых в дорожное хозяйство, возвращается в бюджеты всех уровней в форме соответствующих налоговых платежей организаций дорожного хозяйства.