Действующий

О ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ (с изменениями на: 25.09.2013)

Раздел II СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Ростовская область обладает необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день регион характеризуют:

высокие темпы развития экономики;

инвестиционная привлекательность;

ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения;

политическая и социальная стабильность;

выгодное геополитическое и географическое положение;

высокая транспортная доступность;

большое количество событийных мероприятий всероссийского и международного значения;

современная деловая инфраструктура;

индустрия развлечений;

благоприятные природно-климатические условия;

богатейшее историческое и культурное наследие;

вековые традиции гостеприимства;

наличие образовательных учреждений, готовящих профессиональные кадры туристской индустрии.

В Ростовской области наблюдается тенденция увеличения количества организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность (в 1,9 раза по сравнению с 2000 годом). Гостиничная сеть Ростовской области состоит из 104 объектов на 8,3 тыс. мест для единовременного размещения. За 2005 год количество гостиниц увеличилось на 23 объекта, номерной фонд - на 40 процентов. Численность всех посетивших Ростовскую область в 2005 году составила более 398,5 тыс. человек, из них доля приехавших с деловыми и профессиональными целями в Ростовскую область - 73,9 процента.

Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный Центром стратегических разработок "Северо-Запад" (г. Санкт-Петербург) и Национальным агентством прямых инвестиций (г. Москва) по заказу Администрации Ростовской области для разработки Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, показал, что в настоящее время преобладающим туристским продуктом области является проведение большого количества событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. Конгрессно-выставочный профиль региона подтверждается также инвестиционной активностью в этой сфере: сегодня реализуются проекты развития перспективных территорий, инвестиционные проекты строительства бизнес-центров, офисно-гостиничных комплексов и конгресс-отелей. Таким образом, именно предоставление услуг в сфере делового туризма определяет специализацию крупных деловых центров Ростовской области на туристском рынке.

В среднесрочной перспективе у региона есть предпосылки для дальнейшего развития делового и развлекательного туризма. Этому способствуют высокие темпы экономического роста, наличие крупных успешно развивающихся компаний и административных структур (которые инициируют большое количество проводимых мероприятий), а также принятие решения о формировании игорной зоны на территории Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области.

Придать уникальность уже имеющемуся деловому предложению призвано развитие прежде всего познавательного и рекреационного туризма, что в долгосрочной перспективе обеспечит комплексный туристский продукт, конкурентоспособный на российском и международном рынках. В основе создания такого продукта лежат благоприятные климатические условия, наличие водных ресурсов, бальнеологических ресурсов, богатый ландшафтно-рекреационный потенциал, а также самобытное историко-культурное наследие, наличие уникальных музейных комплексов, имеющих международное значение. На территории области расположены памятники периода от эпохи палеолита до настоящего времени (по состоянию на 1 января 2005 года на государственную охрану поставлено 9295 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 8066 - федерального значения) и историко-культурные музеи-заповедники, формирующие стержень экскурсионного туризма.

Основными туристскими центрами Ростовской области являются города Ростов-на-Дону, Азов, Новочеркасск, Таганрог, станицы Старочеркасская (Аксайский район), Вешенская (Шолоховский район), Раздорская (Усть-Донецкий район), хутор Недвиговка (Мясниковский район).

Усилить привлекательность региона и обеспечить туристские потоки может и активизация сельского туризма в сочетании с этнографическим и событийным видами туризма. Уже сегодня Ростовская область обладает некоторыми традициями в сфере этнографического и событийного туризма, причем областной календарь событий включает в себя не только мероприятия культурной и деловой направленности, но и спортивные мероприятия. Развитие этих видов туризма будет способствовать не только формированию устойчивых потоков внутреннего и въездного туризма, но и формировать образ Ростовской области как региона благоприятного для туризма.

Реализация имеющегося потенциала возможна только при условии системного и комплексного подхода к решению проблем, сдерживающих развитие туризма.

Факторами, сдерживающими развитие туризма, являются:

отсутствие комплексной программы реализации туристского потенциала с учетом специализации региона на туристском рынке, выделения целевых сегментов и приоритетов развития, четкого позиционирования узнаваемого образа Ростовской области;

неудовлетворительное состояние туристской индустрии;

отсутствие маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта Ростовской области;

отсутствие системы мониторинга и оперативного аудита состояния туристской отрасли.

Также следует признать, что в Ростовской области отсутствует организованная как единая система индустрия гостеприимства, способная оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов. Кроме этого, отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности в сфере туризма, слабая экономико-статистическая изученность туристской индустрии как на уровне области в целом, так и на уровне муниципальных образований не позволяет сделать достоверные стоимостные оценки масштабов туристского комплекса и его влияния на экономику Ростовской области, оценить прямой вклад организаций туристской сферы в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе с учетом мультипликативного эффекта.

В результате реализации программных мероприятий (приложение 1, 2 к Программе) к 2010 году прогнозируется значительное увеличение числа российских и зарубежных туристов, посетивших Ростовскую область. Реализация программы позволит: