Действующий

О ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ (с изменениями на: 25.09.2013)


Рис. 8. Структурная схема Программы


Указанные подпрограммы сформированы на основе анализа аварийности в Ростовской области, изучения деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, предложений по повышению безопасности дорожного движения подразделений ГИБДД, органов управления дорожно-транспортным комплексом, минздрава Ростовской области, минобразования Ростовской области, ДПЧС Ростовской области.

Из этого следует, что программные мероприятия должны быть направлены не только на усиление контрольно-надзорной деятельности, но и на создание безопасных условий для всех участников дорожного движения. Решение данной задачи при достигнутом уровне автомобилизации возможно только за счет привлечения значительных финансовых ресурсов. Это в полной мере соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в которой установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Основной целью подпрограммы "Совершенствование организации дорожного движения в населенных пунктах" является внедрение современных технических средств, обеспечивающих эффективное управление дорожным движением, повышение уровня обслуживания и безопасности дорожного движения, так как в населенных пунктах совершается свыше 70 процентов от общего количества ДТП в Ростовской области.

Кроме того, широкое применение технических средств организации дорожного движения позволит компенсировать усложнение условий движения, которое вызвано диспропорцией в развитии улично-дорожной сети и увеличении парка транспортных средств.

Качество организации дорожного движения, уровень методов и технических средств организации дорожного движения ни по информационному, ни по техническому обеспечению не соответствуют сложности проблемы, способствуя созданию аварийных и заторовых ситуаций, а также значительным задержкам на перекрестках. Во многих населенных пунктах Ростовской области не ведутся необходимые работы по эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Наиболее сложной и значимой частью подпрограммы является создание общегородской интеллектуальной транспортной системы в г. Ростове-на-Дону. Интеллектуальная транспортная система должна выполнять следующие основные функции в сфере управления движением и обеспечении безопасности дорожного движения:

автоматическое управление движением транспорта с помощью светофорной сигнализации, управляемых дорожных знаков и указателей (динамических информационных табло) в режиме многопрограммного координированного управления, осуществляемого по командам Центра управления системы "СТАРТ-Ростов";

оперативное диспетчерское управление движением транспорта, осуществляемое из Центра управления системы "СТАРТ-Ростов";

автоматический мониторинг транспортных потоков, реализуемый программно-техническим комплексом системы "СТАРТ-Ростов" (в части сбора, обработки и анализа информации);

обеспечение удаленного управления телевизионными камерами, организация видеозаписи и просмотра видеоизображений в Центре управления системы "СТАРТ-Ростов";

мониторинг местоположения специальных автомобилей.

В первую очередь адаптивное координированное управление внедряется на улицах Большая Садовая, Красноармейская, пр. Ворошиловском после установки новых системных контроллеров и детекторов транспорта на пересечениях ул. Большая Садовая - пр. Буденновский, ул. Большая Садовая - пр. Ворошиловский, ул. Красноармейская - пр. Буденновский, ул. Красноармейская - пр. Ворошиловский, ул. Красноармейская - пр. Театральный. В зоне действия автоматической системы управления движением должно произойти повышение скорости движения на 10-25 процентов, снижение токсичных выбросов автомобилей на 15-20 процентов, снижение уровня аварийности на 8-10 процентов.

В населенных пунктах Ростовской области в структуре аварийности наезд на пешехода составляет 35-40 процентов. Сокращение числа конфликтных точек, разделение потоков транспортных средств и пешеходов во времени и в конечном счете повышение безопасности движения достигается введением светофорного регулирования. Поэтому в мероприятиях подпрограммы приведено распределение затрат на установку светофорных объектов в населенных пунктах с учетом реальной ситуации и предложений органов местного самоуправления. За два года должен быть установлен 101 светофорный объект. Одновременно необходимо перейти от стандартных энергоемких светофоров к светодиодным, обеспечивающим увеличение ресурса до 10-12 лет, снижение энергопотребления в 5-10 раз, отсутствие фантомного эффекта и ложного свечения.

Одним из важнейших мероприятий подпрограммы является установка дорожных знаков. Из крупных городов Ростовской области только в г. Ростове-на-Дону изменилось отношение к этой проблеме: в 2005 году в г. Ростове-на-Дону установлено 605 дорожных знаков при общей потребности 2600 (23 процента), в г. Таганроге - 28 знаков из необходимых 400 (7 процентов), в г. Шахты - 24 знака из необходимых 526 (4,5 процента), в г. Новочеркасске - 47 знаков из необходимых 597 (8 процентов).

В крупных городах Ростовской области предусматривается разработка комплексных схем организации дорожного движения, на основе которых будут формироваться системы наиболее эффективных мероприятий по организации дорожного движения. Сроки и объемы финансирования по этому направлению приведены в мероприятиях подпрограммы.

Выполнение мероприятий по организации дорожного движения обеспечит повышение пропускной способности участков дорог, оптимизацию режимов движения автомобилей, упорядочение функционирования стоянок, выявление опасных участков улично-дорожной сети и разработку мероприятий по их устранению, что позволит уменьшить вероятность возникновения заторов на участках улично-дорожной сети, предусмотреть схемы организации дорожного движения, уменьшающие последствия и продолжительность заторовых ситуаций.

Для повышения безопасности пешеходов предусмотрены мероприятия по строительству и обустройству подземных и надземных пешеходных переходов, созданию зон ограничений для движения транспортных потоков, включая применение методов "успокоения движения" в жилых и торговых зонах, возле школ. Эффективность зональных ограничений скорости заключается в том, что на скорости 60-65 км/ч при наездах погибают 85 процентов пешеходов, при скорости 45-48 км/ч - 45 процентов, при скорости 30-35 км/ч - 5 процентов.

Разработка электронных карт распределения ДТП на улично-дорожной сети городов Ростовской области позволит оперативно контролировать одну из наиболее характерных особенностей проявления аварийности - концентрацию дорожно-транспортных происшествий на определенных участках улично-дорожной сети. В частности, в крупных городах 40-50 процентов ДТП совершается на участках дорог, которые составляют 10-15 процентов протяженности улично-дорожной сети города. Уровень аварийности в очагах ДТП таков, что оказывает существенное влияние на показатели аварийности в масштабах всего города. Поэтому в условиях ограниченного финансирования деятельности по обеспечению безопасности движения выявление и ликвидация таких опасных мест является приоритетным направлением, реализация которого способна обеспечить значительное снижение дорожно-транспортных происшествий.

Ожидаемый результат реализации подпрограммы - сокращение роста количества ДТП, в том числе с участием пешеходов, и снижение числа погибших на улично-дорожной сети населенных пунктов на 41 процент.

Основной целью подпрограммы "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения" является повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения за счет развития технического и информационного обеспечения органов и подразделений ГИБДД.

В государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения контрольно-надзорная деятельность, осуществляемая органами ГИБДД, является одним из важнейших направлений. Реализация органами ГИБДД своих полномочий в контрольно-надзорной деятельности предусматривает соответствующее правовое, организационное, техническое и информационное обеспечение. Если правовое и организационное обеспечение являются в основном прерогативой федеральных органов власти, то задачи технического и информационного обеспечения ГИБДД должны активно решаться на уровне субъектов Российской Федерации.

Деятельность ГИБДД осуществляется в условиях некомплекта численности личного состава. В последние годы фактическая численность личного состава составляет около 54 процентов от нормативной. Таким образом, возрастает актуальность развития технического и информационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности, что позволит решить проблемы, вызванные недостатком кадров.

Для повышения оперативности и объективности выявления нарушений, расширения видов выявляемых нарушений предусмотрено приобретение мобильных радиолокационных видеокомпьютерных комплексов для регистрации нарушений ПДД.

Повышение оперативности и качества техосмотра автомобилей, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, перевозки опасных и крупногабаритных грузов, проведение техосмотра в сельских населенных пунктах станет возможным при появлении в ГИБДД линии технического контроля транспортных средств на базе автомобиля ГАЗ-2705 (ЛТК-П).

Одним из результатов контрольно-надзорной деятельности ГИБДД является возможность выявления водителей, склонных к совершению ДТП, и персональная работа с ними. Для этого предусмотрено создание технического и программного обеспечения базы данных на водителей, систематически нарушающих ПДД, и участников ДТП с обязательной фиксацией образовательных учреждений, подготовивших данных водителей.

Мобильность подразделений ГИБДД в значительной степени снижена из-за недостатка патрульных автомобилей, и до расчетной потребности необходимо не менее 300 автомобилей. Это особенно очевидно в крупных городах, когда существенно увеличивается время прибытия сотрудников ГИБДД на место происшествия, а стоящие на проезжей части дороги автомобили вызывают заторовые ситуации и транспортные задержки. Поэтому предусмотрено пополнение подразделений ГИБДД патрульными автомобилями.

Ожидаемый результат реализации подпрограммы - уменьшение на 17 процентов правонарушений участниками дорожного движения на основе формирования у них убеждения о неотвратимости наказания за нарушение ПДД.

Основной целью подпрограммы "Организация деятельности по предупреждению аварийности" является предупреждение дорожно-транспортных происшествий за счет профилактической работы с участниками дорожного движения, реализации комплекса организационно-технических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. В подпрограмме должны быть реализованы следующие основные направления: