Действующий

О ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ (с изменениями на: 25.09.2013)

II. Анализ состояния и прогноз развития управления многоквартирными домами на территории Ростовской области


Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью, основывающаяся на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации об управлении многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, на территории Ростовской области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.

В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов многоквартирных домов. В связи с высокой стоимостью капитального ремонта для его проведения необходимо с учетом степени износа домов оказание государственной поддержки и привлечение средств граждан - собственников помещений в многоквартирных домах.

Собственники помещений в многоквартирных домах должны выбрать один из следующих способов управления:

управление управляющей организацией;

управление ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

В Ростовской области насчитывается более 60 тысяч многоквартирных домов (дома, в которых две и более квартир), где должен быть выбран способ управления.

На 1 января 2007 года способ управления был выбран в 31,88 процента от общего количества многоквартирных домов, в том числе: 13,82 процента выбрали непосредственный способ управления, 4,33 процента - управление ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, 13,73 процента - управление управляющей организацией.

Наиболее значимыми препятствиями при выборе способа управления многоквартирными домами являются:

неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов в связи с их многолетним "недоремонтом";

отсутствие у населения необходимой подготовки по вопросам управления многоквартирными домами, а также недостаточная организационно-пропагандистская и информационно-методическая работа с населением органов государственной власти и органов местного самоуправления;

отсутствие необходимого количества специалистов в области профессионального управления многоквартирными домами;

недостаточное количество управляющих организаций и, как следствие, отсутствие конкурентной среды в данном секторе экономики.

Для ускорения процесса выбора способа управления в многоквартирных домах, стимулирования работы управляющих и обслуживающих организаций, ТСЖ, ЖСК, жилищных и иных специализированных кооперативов, улучшения технического состояния жилья в 2008-2009 годах за счет областного бюджета предоставлялась государственная поддержка на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали способ управления (независимо от выбранного способа управления).

Одновременно, начиная с 2008 года, эффективное применение нашел механизм капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), нацеленный на активизацию процесса реформирования ЖКХ.

На 1 января 2009 года в 100 процентах от общего количества многоквартирных домов выбран способ управления (либо по результатам открытого конкурса определена управляющая организация для управления многоквартирным домом), в том числе: 62,75 процента выбрали непосредственный способ управления, 4,98 процента - управление ТСЖ, ЖСК либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, 32,27 процента - управление управляющей организацией.

Начиная с 2009 года предоставление средств областного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в зависимости от выполнения муниципальными образованиями условий реформирования ЖКХ, в числе которых - увеличение количества многоквартирных домов, управляемых ТСЖ и управляющими организациями. От стимулирования выбора способа управления в многоквартирных домах необходимо перейти к стимулированию качественных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это позволит сформировать конкурентный рынок управления многоквартирными домами, укрепить позиции коммерческих организаций коммунального комплекса, основанных на праве частной собственности, создать основу для увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу, внедрить общественное самоуправление в жилищной сфере за счет роста количества ТСЖ.

В целях разработки плана управления жилищным фондом на территории Ростовской области и решения задачи приведения жилищного фонда в нормативное состояние необходима система мониторинга технического состояния объектов жилищного фонда на территории Ростовской области.

Мониторинг предполагает постоянное наблюдение за изменением технического состояния жилищного фонда, сравнение его с нормативными показателями и на основе достоверных данных о техническом состоянии объектов разработку перспективных планов и моделей оптимизации управления техническим состоянием объектов для повышения экономической и социальной эффективности капитальных ремонтов.

Первым этапом комплексных мероприятий мониторинга технического состояния объектов жилищного фонда на территории Ростовской области (2007 год) является создание электронной базы данных жилищного фонда.

На втором этапе (2008 год) проводится актуализация комплексных мероприятий по созданию электронной базы данных.

Последующие этапы комплексных мероприятий мониторинга технического состояния объектов жилищного фонда на территории Ростовской области предполагаются к реализации при наличии соответствующих средств в областном бюджете.

С принятием Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сформированы правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в жилищном фонде. Решение поставленных задач обеспечивается также с использованием механизмов поддержки энергосбережения, предусмотренных на региональном уровне. Настоящая Программа предусматривает ряд мер, направленных на достижение целей законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Важное значение для обеспечения благоприятного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах имеет капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ростова-на-Дону.

Мероприятия, предусмотренные с целью решения проблем реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обозначившихся в процессе управления многоквартирными домами, объемы и источники их финансирования изложены в приложении N 1 к настоящей Программе.