АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2009 года N 164

О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 26.12.2008 N 604

В целях повышения эффективности реализации мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию


ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в приложение N 12 к постановлению Администрации Ростовской области от 26.12.2008 N 604 "О переходных положениях при реализации областных целевых программ" изменения и изложить его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области по вопросам природопользования и экологии Курдюмова С.Г.

Глава Администрации

(Губернатор) области

В.Ф. Чуб

Постановление вносит

комитет по охране окружающей

среды и природных ресурсов

Администрации области

Приложение

к постановлению

Администрации

Ростовской области


от 10.04.2009 N 164

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА 2007 - 2010 ГОДЫ

РАЗДЕЛ I.

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА 2007 - 2010 ГОДЫ

Таблица не может быть размещена в базе данных "Федеральный регистр" по техническим причинам.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В условиях реформирования экономики и наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в Ростовской области остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды - высоким.

В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Ростовской области.

Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биоразнообразия, защиту территорий и населения Ростовской области от вредного воздействия вод, оздоровление экологической обстановки на водных объектах, повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов. Определение мероприятий Программы основано на анализе экологической ситуации в Ростовской области, выявившем наиболее острые проблемы.

В последние годы одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха. Проводимый государственным учреждением "Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" в ряде городов мониторинг состояния атмосферного воздуха показывает, что в течение длительного времени качество атмосферного воздуха не соответствует установленным гигиеническим нормативам, г. Ростов-на-Дону постоянно находится в списке городов России с высоким индексом загрязнения атмосферного воздуха. Периодически в этот список включаются города Новочеркасск, Волгодонск, Азов. Среднегодовые концентрации целого ряда загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в этих и других крупных промышленных центрах позволяют отнести их к факторам повышенного экологического риска для здоровья населения.

Основными веществами, определяющими высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, являются оксид и диоксид азота, формальдегид, бенз(а)пирен, оксид углерода и твердые взвешенные частицы. Согласно статистическим данным ежегодно в атмосферу поступает более 750 тыс. тонн загрязняющих веществ.

По объему выбросов в атмосферный воздух загрязняющие вещества распределяются следующим образом: оксид углерода - 64,1, оксиды азота - 13,2, углеводороды - 12,6, оксид серы - 6,3, твердые взвешенные частицы - 3,7, прочие загрязняющие вещества - 0,1 процента.

Такое распределение загрязняющих веществ соответствует реальному распределению валовых выбросов по секторам экономики. Выбросы автотранспорта составляют более 80 процентов общего объема выбросов, а в крупных городах, за исключением г. Новочеркасска, достигают 90 - 95 процентов общего объема выбросов. Автотранспорт является доминирующим поставщиком в атмосферный воздух оксида углерода, углеводородов, бенз(а)пирена, формальдегида и частично оксидов азота. При этом следует отметить, что удельные нормативы выбросов автомобильного транспорта в России значительно превышают нормы, действующие в настоящее время в европейских странах.

Вторым по мощности поставщиком загрязняющих веществ в атмосферный воздух является топливно-энергетический комплекс, на долю которого приходится около 12 процентов общего объема выбросов. Далее следуют предприятия машиностроения, пищевой промышленности и строительной индустрии.

Среди предприятий энергетики основными загрязнителями атмосферного воздуха являются: ОАО "Новочеркасская ГРЭС", ОАО "Экспериментальная ТЭС", Волгодонская ТЭЦ-2, Ростовская ТЭЦ-2, МУП "Тепловые сети г. Шахты", МУП "Коммунальные и тепловые сети г. Гуково", Ростовские теплосети. От этих предприятий в атмосферу в основном поступают оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, зола.

К основным загрязнителям атмосферного воздуха среди промышленных предприятий относятся ОАО "Таганрогский металлургический завод", ОАО "Новочеркасский электродный завод", ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш", ОАО "Руда", ОАО "Миллеровский маслоэкстракционный завод". Предприятия, эксплуатирующие магистральные газопроводы, загрязняют атмосферный воздух оксидом углерода и углеводородами.

Заиление русел малых рек в Ростовской области, наличие на них большого количества неинженерных сооружений, зарастание русел древесной растительностью приводят к деградации водных ресурсов, невозможности использования их в качестве источников водоснабжения и мест нереста рыб, а также к невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод, и, как следствие, затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов. 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов.

Разрушение берегов в результате абразионных процессов, вызванных природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Указанные процессы формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водоемов.

На территории Ростовской области расположено около 2100 напорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), из них 25 плотин водохранилищ с емкостью более 5 млн. куб. м, 139 гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения ремонтных работ. На многих сооружениях отсутствуют службы эксплуатации. При разработке региональной программы обеспечения безопасности ГТС выявлено 156 бесхозяйных сооружений. Анализ ситуации показывает, что за последние 20 лет уровень технической безопасности ГТС существенно снизился, что чревато возникновением чрезвычайных ситуаций со значительным материальным ущербом и потерями человеческих жизней.

В настоящее время на территории Ростовской области наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется территориальными органами различных федеральных министерств и ведомств. Характерным признаком этой деятельности является ведомственная разобщенность, недостаточная техническая оснащенность большинства лабораторий и пунктов наблюдения, низкая эффективность процедур обработки и обмена информацией. Таким образом, при наличии ряда организаций, выполняющих работы по наблюдению за различными средами, органы исполнительной власти Ростовской области практически не имеют полной картины о состоянии окружающей среды. Принятие же экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, невозможно без оценки реального состояния окружающей среды, полученного на основании мониторинговых наблюдений.

Одной из серьезных экологических проблем в Ростовской области остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых производственных и бытовых отходов. Большинство полигонов и свалок, куда вывозятся твердые отходы, не отвечает современным экологическим требованиям. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.

Особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации промышленных отходов, ртутьсодержащих и резинотехнических отходов, иловых осадков очистных сооружений, отработанных нефтепродуктов. Эта проблема приобретает особенную остроту из-за отсутствия на территории Ростовской области действующих специальных полигонов промышленных отходов или установок (производств) по их утилизации (уничтожению).

С развитием системы оказания медицинской помощи населению Ростовской области и внедрением новых методов лечения растут объем и количество одноразовых изделий медицинского назначения. При этом появляется все больше опасных и чрезвычайно опасных медицинских отходов, образующихся в лечебно-профилактических учреждениях, а также усложняется структура этих отходов. В силу своей реакционной способности и уровня инфицированности они представляют как непосредственную, так и потенциальную опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды.

Жизненно необходимым условием существования человека является сохранение и приумножение лесов. Ростовская область относится к малолесным территориям России, ее лесистость составляет 2,5 процента. Площадь лесного фонда составляет всего 362 тыс. га, в том числе покрытые лесом земли - 243,2 тыс. га, земли фонда лесовосстановления - 25 тыс. га и нелесные земли - 84,7 тыс. га.

Все леса в Ростовской области относятся к экологической системе - защитным лесам, которые подлежат освоению только в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Использование лесов возможно при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На территории Ростовской области в настоящее время существуют следующие особо охраняемые природные территории: государственный природный заповедник "Ростовский" (9,5 тыс. га), государственный степной заказник "Цимлянский" (48 тыс. га), природный парк "Донской" (44 тыс. га), 70 памятников природы областного значения (20 тыс. га), водно-болотные угодья международного значения (388,7 тыс. га).

Общая площадь территорий природно-заповедного фонда Ростовской области составляет 510,2 тыс. га или 2,3 процента площади Ростовской области. Этот показатель по России составляет 9,8 процента от общей площади суши, в Южном федеральном округе - 12 процентов. По рекомендациям международного союза охраны природы (МСОП) площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов (признак цивилизованности региона).

Особо охраняемые природные территории - природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Недостаток финансовых средств не позволяет в полной мере обеспечить должную охрану и функционирование уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере.

Редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны на территории Ростовской области признаны 579 видов, в том числе 252 вида животных и 327 видов растений и грибов. Постановлением Администрации Ростовской области от 05.08.2003 N 358 "О Красной книге Ростовской области" утверждено Положение о порядке ее ведения. Для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений необходимо проводить комплекс мероприятий по их учету, мониторингу и восстановлению среды обитания, восстановлению численности популяций.

Формирование экологической культуры жителей Ростовской области, повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды и рационального природопользования, без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении.

Наблюдаемый в последние годы рост промышленного производства и особенно увеличение объемов жилищного и промышленного строительства привели к повышению спроса на местное минеральное сырье для строительной индустрии. При этом в использование вовлекаются ранее не востребованные промышленностью виды сырья или расширяется спектр применения традиционных для Ростовской области видов полезных ископаемых. Прогрессирующее увеличение объемов извлечения минеральных ресурсов не должно сопровождаться их истощением, приводить к деградации природных ландшафтов. Обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует создания надежной информационной базы о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области.

Несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области - реки Дон и ее притоков обуславливает необходимость активного использования месторождений подземных пресных вод, более защищенных от антропогенного воздействия. Одной из основных причин, сдерживающих увеличение роли подземных вод в водоснабжении населения, является отсутствие разведанных запасов воды питьевого качества в районах, испытывающих дефицит поверхностных водных ресурсов.

Учитывая необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи с затратностью большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.

РАЗДЕЛ III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Целями Программы являются:

повышение эффективности охраны окружающей среды на территории Ростовской области;

обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов;

повышение эффективности охраны водных объектов, защищенности от негативного воздействия вод;

предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение биологического разнообразия и уникальных природных комплексов и объектов, формирование экологической культуры населения Ростовской области.

Задачами Программы являются:

1) обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса Ростовской области за счет собственных ресурсов, в том числе:

расширение базы и улучшение качества сырья для топливно-энергетического комплекса области;

выявление новых нетрадиционных видов минерального сырья и повышение эффективности использования месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых;

создание условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения области;

совершенствование системы управления фондом недр Ростовской области;

2) обеспечение рационального водопользования на территории Ростовской области, в том числе:

защита территорий и населения Ростовской области от вредного воздействия вод;

оздоровление экологической обстановки на водных объектах;

3) обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области, в том числе:

снижение объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

совершенствование учета объектов негативного воздействия на окружающую среду;

повышение эффективности экологического мониторинга с целью получения своевременной, достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее изменениях в зонах возможного негативного воздействия;

реализация научно-исследовательских работ и проектов с целью создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды;

предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

4) сохранение биологического разнообразия и природных комплексов Ростовской области, в том числе:

обеспечение функционирования, охраны существующих и расширение сети особо охраняемых природных территорий;

обеспечение устойчивого использования объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение сохранения лесов в Ростовской области, их охраны и защиты, многоцелевого, рационального, непрерывного использования и воспроизводства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»