ЗАКОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 апреля 1995 года N 9
О бюджетном процессе в Калининградской области
Принят областной Думой
30 марта 1995 года
<Законом Калининградской области от 27 июля 2000 г. N 230 "Бюджетный кодекс Калининградской области" настоящий Закон признан утратившим силу >
(в ред. Закона Калининградской области от 30.04.99 г. N 125)
Настоящий Закон определяет правовые основы, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса на территории области, устанавливает общие принципы бюджетного процесса, права и взаимные отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов в целях более эффективного финансового обеспечения социально - экономического развития области.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе:
- бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти;
- консолидированный бюджет области - свод областного бюджета и бюджетов административно - территориальных образований;
- областной бюджет - составная часть консолидированного бюджета области, предназначенная для финансирования расходов общеобластного значения, оказания финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;
- минимальный бюджет - расчетный объем доходов бюджета территории, обеспечивающий минимально необходимые расходы по содержанию объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, органов местного самоуправления;
- бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов по составлению, рассмотрению и исполнению областного и местных бюджетов. Бюджетный процесс в Калининградской области строится в соответствии с законами Российской Федерации, Уставом области и настоящим Законом;
- закрепленные доходы бюджета - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
- регулирующие доходы бюджета - доходы, которые поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, установленным вышестоящим представительным органом власти;
- дотация - сумма средств, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня нижестоящему бюджету для выравнивания налогового потенциала, финансирования расходов минимального бюджета нижестоящего уровня;
- трансферт - сумма средств, выделяемая из вышестоящего фонда финансовой поддержки в целях выравнивания бюджетной обеспеченности на 1 жителя;
- субвенция - сумма средств, выделяемая бюджетам разных уровней для финансирования целевых расходов;
- бюджет текущих расходов - сумма ассигнований на текущее содержание объектов бюджетного финансирования;
- бюджет развития - сумма ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты по обеспечению расширенного воспроизводства;
- средняя бюджетная обеспеченность - сумма бюджетных средств в расчете на одного жителя, направленная на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, на финансирование социально-экономического развития административно-территориального образования;
- дефицит бюджета - превышение расходов над доходами. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры бюджетного дефицита. При дефиците бюджета часть утвержденных бюджетных расходов, не обеспеченных доходами, финансируются в ходе исполнения бюджета за счет дополнительно изысканных доходов, средств от выпуска займов или использования кредитных ресурсов;
- заемные средства бюджета - процентные или беспроцентные ссуды из других бюджетов, получаемые исполнительными органами власти в процессе исполнения утвержденного бюджета, займы на инвестиционные цели, а также краткосрочные кредиты коммерческих банков, получаемые по решению представительных органов власти для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений;
- внебюджетный фонд - форма образования и целевого расходования финансовых ресурсов в соответствии с областным законодательством.
Бюджетный процесс в Калининградской области основывается на принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней, использовании регулирующих доходных источников, создании целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую и налоговую политику, единую правовую базу, использование единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, предоставление необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой.
2. Принцип достоверности означает обоснованность прогноза социально-экономического развития, всех доходов и расходов, наличие информации о формировании и исполнении бюджета.
3. Принцип гласности бюджета заключается в своевременном и обязательном информировании населения области об исполнении бюджета.
4. Принцип самостоятельности бюджета предоставляет право органов государственной власти и местного самоуправления определять объемы своих бюджетов, направления расходования средств, получать закрепленные и регулирующие доходы, дотации, субвенции в суммах, обеспечивающих расходы минимального бюджета и нести ответственность за исполнение бюджета.
Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету изъятию не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.
5. Принцип сбалансированности бюджета предлагает обеспеченность расходов, включаемых в бюджет, поступлениями доходов и заемными средствами.
При значительном снижении поступлений доходов в процессе исполнения бюджета вводится механизм секвестра (ограничения) расходов по незащищенным статьям.
II. ФОРМИРОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТОВ
Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать средства из соответствующих фондов финансовой поддержки регионов, дотации и субвенции, а также заемные средства.
Уровень закрепленных доходов бюджета должен составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70 процентов доходной части без учета в ней трансферта, дотаций и субвенций.
Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования представительные органы власти закрепляют за бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в данные бюджеты свои закрепленные доходы.
Условия предоставления и использования трансферта, дотаций и субвенций из областного бюджета и бюджетов административно-территориальных образований устанавливаются решениями (постановлениями) областной Думы и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Областная Дума и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции утверждают для бюджетов нижестоящего территориального уровня дифференцированные или единые нормативы отчислений от регулирующих доходов.
1. К ведению представительного органа власти относятся:
- рассмотрение программ социального, экономического, культурного развития области, изменений и дополнений, вносимых в них, отчетов об их исполнении;
- утверждение областного бюджета, поправок к нему, отчета об его исполнении;
- законодательное регулирование порядка образования и расходования денежных средств валютного и внебюджетных фондов области, рассмотрение отчетов об исполнении этих фондов;
- введение областных налогов и сборов в соответствии с законодательством, а также утверждение величины и характера налоговых льгот, категорий плательщиков, получающих эти льготы по доходам, поступающим в областной бюджет, с обязательным указанием предполагаемой величины денежных средств, которые не поступят в бюджет в связи с введением этих налоговых льгот;
- утверждение решений о проведении местных займов и лотерей в соответствии с законодательством;
- утверждение условий предоставления бюджетного и налогового кредита;
- самостоятельное планирование и осуществление предусмотренных соответствующей статьей бюджета расходов на свое содержание.
2. К ведению исполнительного органа власти относятся:
- разработка программ социально-экономического развития области;
- разработка методики расчета консолидированного бюджета и его составных частей;
- составление проекта областного бюджета и внесение его в представительный орган власти в установленные сроки;
- исполнение областного бюджета и контроль за использованием бюджетных ассигнований, за исключением расходов, предусмотренных на функционирование законодательного (представительного) органа государственной власти области; (в ред. Закона Калининградской области от 30.04.99 г. N 125)
- определение источников формирования доходов и направлений расходования внебюджетных и валютных фондов в соответствии с положениями о них;
- разработка проектов программ оказания помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
- разработка и вынесение на утверждение в областную Думу Положения о фонде непредвиденных расходов, объем расходов которого не должен превышать один процент от общего объема расходов областного бюджета.
1. Работу по составлению проекта консолидированного и областного бюджетов организует глава администрации области.
Распоряжение о начале работы над составлением проекта бюджета принимается в соответствии с законами Российской Федерации не позднее чем за 5 месяцев до начала соответствующего финансового года.
В течение первого месяца составляется: прогноз социально-экономического развития области, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры консолидированного бюджета на соответствующий период и представляются в Министерство финансов Российской Федерации.
Согласование взаимоотношений консолидированного бюджета области с федеральным бюджетом производится в сроки, установленные МФ РФ по решению Федерального Собрания.
2. Администрация области на основе прогноза социально-экономического развития области и сводного баланса финансовых ресурсов, методических рекомендаций по формированию федерального бюджета на предстоящий год, настоящего Закона разрабатывает методику формирования бюджетов области за 4 месяца до конца текущего года.
3. В соответствии с разработанной методикой областные органы управления представляют в областное финансовое управление за 3 месяца до конца текущего года расчеты потребности ассигнований из областного бюджета; администрации городов и районов - расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов и предложения о размерах дотаций и субвенций, исходя из действующего распределения налогов и доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
4. Финансовое управление рассматривает и согласовывает представленные расчеты с областными органами управления, администрациями городов и районов до 20 сентября.
По результатам согласования составляют протоколы. Копии протоколов, в которых имеются разногласия, представляются в областную Думу в составе рабочей документации.
Протокол разногласий должен содержать обоснование просьбы (предложения) и обоснование отказа.
В случае разногласия по нормативам отчислений от регулирующих доходов создается согласительная комиссия из представителей областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления для принятия решения по устранению разногласий. Если комиссией не принимается согласованное решение, вопрос вносится на рассмотрение Думы при обсуждении вопроса об утверждении областного бюджета.
5. Глава администрации области ежегодно, не позднее 15 октября, представляет в областную Думу материалы по проекту бюджета на следующий год, содержащие:
а) проект Закона об областном бюджете;
б) пояснительную записку, отражающую анализ и тенденции социально-экономического развития области;
в) программы или прогнозы социально-экономического развития области и другие программы, финансируемые из областного бюджета;
г) проекты консолидированного и областного бюджетов, включающие оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов, с приложением рабочей документации;
д) сводный баланс финансовых ресурсов и аналитические таблицы.
6. Проект Закона об областном бюджете должен содержать:
а) суммы доходов областного бюджета в целом и по каждому источнику;
б) нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты;
в) суммы заемных средств, порядок и условия их получения и погашения;
г) суммы расходов в целом и по отраслям, финансируемым из областного бюджета, с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития;
д) суммы дотаций бюджетам районов и городов, порядок предоставления и использования;
е) порядок образования и использования резервных фондов, их объемы;
ж) устанавливаемые льготы, сроки их действия и порядок предоставления;