104. Для успешного решения тактических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора экономики Калининградской области требуется системный подход, важнейшей частью которого является создание условий для развития сельских территорий, осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Большая часть из них не имеет удовлетворяющих современным требованиям систем центрального отопления, канализации, постоянного дорожного сообщения, особенно в период сезонной распутицы.
105. В Калининградской области в сельской местности проживает 213,5 тыс. человек, или 22,5% населения области.
106. Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов.
107. Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем делают проживание в сельской местности непривлекательным.
108. В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
109. Объективным зеркалом процессов, происходящих в сельской местности, является демографическая ситуация на селе, которая продолжает ухудшаться. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, а продолжительность жизни снижается.
110. За период реализации целевой Программы Калининградской области "Социальное развитие села Калининградской области на 2007-2013 годы" освоено 380,2 млн. рублей средств федерального, областного и местных бюджетов.
111. Построено (приобретено) 14,22 тыс. кв. м жилья. Жилищные условия улучшили более 225 сельских семей, в том числе 133 семьи молодых специалистов.
112. Построено 45,39 км локальных водопроводов, введено в эксплуатацию 17,81 км сетей газификации. Благодаря реализации программных мероприятий сохранено и создано дополнительно 567 рабочих мест.
113. Вместе с тем, несмотря на отмеченные положительные результаты в социальном развитии села, нерешенным остается целый спектр проблем. При отсутствии комплексного подхода, охватывающего не только социальные, но и экономические проблемы села, ощутимых положительных результатов пока не достаточно для дальнейшего развития сельских территорий.
114. Необходимость развития сельских территорий обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы, связанной с недостаточной бюджетной поддержкой развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, отсутствием стимулирования развития несельскохозяйственных видов деятельности и ограниченностью рынка труда в сельской местности;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти Калининградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, общественных объединений сельских жителей;
3) удаленностью сельских поселений от центральных усадеб и районных центров, которая предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских территорий муниципальных образований Калининградской области; определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и генпланов застройки сельских территорий муниципальных образований Калининградской области.
115. Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития сдерживают следующие факторы:
1) ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, областном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого развития села;
2) ограничение доступа сельских жителей к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
3) слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и, прежде всего, местного самоуправления;
4) недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
116. Решение большинства выявленных проблем возможно на областном уровне при расширении финансовых возможностей областного и местных бюджетов. Для решения обозначенных проблем требуется привлечение значительных финансовых ресурсов, концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях, адресность выделения, увязка с конечными результатами, усиление контроля за целевым использованием.
117. В целях повышения уровня социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, обеспечения для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ, удовлетворения потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье государственная политика направлена на:
1) повышение уровня и качества жилья, водоснабжения в сельских населенных пунктах;
2) привлечение для работы в сельской местности молодых специалистов (молодых семей), закрепление постоянно проживающего населения в сельской местности;
3) формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни.
118. Мерами государственной поддержки в сфере реализации данного направления являются:
1) реализация целевой Программы Калининградской области "Социальное развитие села Калининградской области на 2007-2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 8 февраля 2007 года N 51;
2) реализация целевой Программы Калининградской области "Развитие сельских территорий Калининградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (проект).
119. Предоставление государственной поддержки по мерам, указанным в пункте 118 настоящей Программы, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.