Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Глава 1. МАКРОРЕГИОН БАЛТИКИ


Рамочными условиями для развития Калининградской области являются масштабные социально-экономические процессы, разворачивающиеся в Балтийском макрорегионе. К их числу, в первую очередь, относятся:

формирование общего рынка в Балтийском регионе,

технологическая модернизация региональной экономики,

изменение системы расселения на Балтике.

Формирование общего рынка.

В макрорегионе Балтики формируются элементы общего экономического пространства, в которое входят страны Северной Европы, Балтии и Польша. Компании из других стран ЕС активно переносят в страны Балтии отдельные виды производственно-экономической деятельности.

По мере усиления интеграционных процессов на Балтике резко возросли объемы торговли внутри региональной системы, от чего в основном выигрывают менее развитые страны. Характерной является карта транспортной связанности стран Балтии, основные маршруты которой ориентированы на Западную Европу. Основные инвестиции в экономику Балтики также поступают из Германии, Швеции и Финляндии. Можно прогнозировать резкий рост общего рынка в Балтии для Литвы, Латвии, и Эстонии после вступления их в "еврозону" (2007-2008 годы). Переход на евро в валютной политике ускорит экономические процессы, позволит легче преодолевать административные барьеры.

Формирование рынка труда.

На Балтике уже складывается весьма внушительный по своим размерам рынок труда. Для него будет характерен растущий дефицит рабочей силы, связанный с потребностью в кадрах, обладающих современными ключевыми компетенциями для новых возникающих под влиянием притока капитала в страну проектов, а также с оттоком наиболее мобильных кадров на более развитые рынки труда. Аналитики с определенной тревогой указывают на то, что прибалтийская молодежь вместо того, чтобы учиться и осваивать специальности, выбирает сезонный малоквалифицированный труд в странах "старой Европы". Экономисты не предсказывают изменений ситуации в положительную сторону в ближайшее время. Правда, рынок труда в ряде стран - старых членов ЕС - еще не открыт для вновь принятых в члены ЕС государств.

Статистика свидетельствует, что пока мигранты выбирают в качестве места жизни и работы преимущественно Британию и Ирландию. В то же время, например, рынок труда в ФРГ для всех желающих из восточноевропейских стран, вошедших в ЕС, полностью будет открыт только в 2011 году. Обсуждающееся в ЕС ускоренное (2006-2007 годы) открытие рынка труда для новых членов Союза может вызвать новую волну оттока кадров из этих стран. Следует учесть, что в последних складывается очень тяжелая демографическая ситуация. Между 2004 и 2050 годами самые большие потери населения в объединенной Европе понесут новые страны - члены ЕС: Латвия (-19,2 процента), Эстония (-16,6), Литва (-16,4), Чехия (-12,9), Венгрия и Словакия (по -11,9), Польша (-11,8). Импортировать рабочую силу из России, Белоруссии и Украины странам Балтии пока трудно - слишком жесткими являются условия трудоустройства граждан третьих стран на территории ЕС. Но этот процесс будет последовательно развиваться и стимулироваться через гармонизацию системы подготовки кадров и квалификационной системы в странах ЕС и СНГ.

Формирование рынка капитала.

Происходит ускоренная интеграция финансовых структур стран Прибалтики с более развитыми и мощными финансовыми институтами стран - старых членов ЕС, прежде всего, с финансовой системой Скандинавии. Кроме того, стимулом для развития рынка капитала является финансирование проектов развития из структурных фондов ЕС. Освоение денег ЕС в ближайшие годы будет важным фактором сохранения высокого прироста ВВП стран Балтии и Польши.

Диспропорции в экономическом развитии Калининградской области и ее соседей начали стремительно нарастать с 2000 года, когда странам Балтии и Польше был обеспечен доступ к новым специальным программам Евросоюза: САПАРД (специальная программа поддержки агрокомплекса и сельскохозяйственного развития) и ИСПА (поддержка проектов в области транспорта и охраны окружающей среды). В настоящий момент формирующийся общий рынок капитала стимулируется притоком в эти страны прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вливания со стороны ЕС в прибалтийские государства столь масштабны, что встает вопрос о поддержании их финансовой стабильности.

Риск разбалансировки экономики аналитики связывают с отрицательным платежным балансом. Платежный дефицит существует уже более 10 лет, превышает в каждой стране 1 млрд. долларов и покрывается, в первую очередь, за счет высокого уровня ПИИ. Все новые члены ЕС отличаются высокой степенью экспортной зависимости своих экономик.

По совокупности все эти факторы будут провоцировать в регионе Балтики значительный дефицит платежного баланса, который связан с процессами модернизации экономики прибалтийских государств. Дефицит будет покрываться за счет прямых иностранных инвестиций и финансовых ассигнований из структурных фондов ЕС.

Формирование рынка транспортных услуг.

Значительно расширится рынок перевозок и транспортных услуг в Балтийском регионе. Ежегодный грузооборот стран Балтийского моря к 2010 году возрастет в 1,6 раза (с 370 млн. до почти 600 млн. тонн). Этому способствует расширение торговли внутри ЕС, а также рост объемов торговли России - ЕС и формирование транзитных маршрутов из Центральной и Восточной Азии в Европу. Представители судоходных компаний Китая China Shiping Company и Cosco и крупнейшие поставщики казахстанского сырья уже ведут диалог с представителями прибалтийских портов относительно возможности их использования для перевалки своих товаров.

Пассажирские перевозки также будут расти высокими темпами за счет развития сети международного автобусного сообщения, строительства скоростных железных дорог и расширения круизного и паромного судоходства. Заявленный в 1996 году проект скоростной железной дороги через Польшу и Прибалтику Rail Baltica в 2004 году был включен Еврокомиссией в список наиболее приоритетных. Следует отметить, что этот важный для Евросоюза маршрут идет в обход территории Калининградской области.

В течение ближайших 3-5 лет в Калининградской области произойдет выстраивание новой транспортной сети и создание крупных транспортно-логистических центров; упорядочится система грузовых портов; выявятся опорные аэропорты; Польша и страны Балтии войдут в систему европейских скоростных сухопутных сообщений.

Развернута масштабная модернизация транспортной инфраструктуры стран Прибалтики. Ее финансирование осуществляется, в том числе, из структурных фондов ЕС. Например, фонд сплоченности ЕС финансирует модернизацию в 2006-2007 годах Таллиннского международного аэропорта, а в 2006 году началась реконструкция Вильнюсского аэропорта. Одной из основных задач является формирование полноценной транспортной системы ЕС и Балтии, позволяющей исключить необходимость въезда на территорию Калининградской области и Белоруссии при движении из Польши в Прибалтику.

Формируется единая институциональная среда европейского транспортного хозяйства: переход к принципу "открытого неба" при организации авиаперевозок; либерализация каботажных перевозок на Балтике; формирование единого информационного пространства в таможенном контроле; расширение "шенгенской зоны".

Технологическая модернизация в Балтийском регионе.

В настоящий момент страны Балтии относятся к числу европейских государств с наивысшими показателями экономического роста (в 2005 году темпы роста ВВП Латвии составили 10,2%, Эстонии - 9,8%, Литвы - 7,3%) и, очевидно, будут поддерживать такие темпы в среднесрочной перспективе. Польша и Прибалтика проводят ускоренную технологическую модернизацию за счет притока внешних инвестиций, связанных со строительством современных предприятий, а также за счет собственных усилий национального бизнеса.

Технологическая модернизация на Балтике стимулируется двумя факторами. С одной стороны, играет роль ужесточение конкуренции со стороны других стран и макрорегионов, использующих дешевизну основных факторов производства (например, рабочей силы или сырьевых ресурсов). Для ЕС обостряется конкуренция с "мировой фабрикой", прежде всего с Китаем. С другой стороны, технологическая модернизация связана с внедрением новых технологических и квалификационных стандартов - рост стоимости рабочей силы в Польше и странах Балтии требует перехода к инновационной экономике, способной задействовать и оплачивать квалифицированные кадры.

Непосредственным следствием является новая организация производства, что выражается в следующем:

Аутсорсинг - распределение бизнес-процессов из стран - старых членов ЕС за рубеж, в том числе в Польшу и Прибалтику. В 2005 году совокупные инвестиции компаний ЕС в заграничные дочерние фирмы по сравнению с 2004 годом выросли на 60%. Параллельно происходит процесс переноса производственных мощностей и передачи на условиях субконтрактации отдельных технологических операций из Польши, Чехии и Прибалтики дальше - на Украину, в Россию и Белоруссию. Эта тенденция в среднесрочной перспективе будет усиливаться, поскольку зарплаты в Центральной Европе растут, а конкуренция обостряется.

В Польше и Балтии появились новые сектора экономики: высокотехнологичный сектор и сектор сложных деловых услуг. Доля услуг во внешнем обороте стран Балтии в настоящее время превышает 20%, что больше, чем у всех стран "растущих рынков", кроме Индии. Эстония лидирует в сфере процессинга новых коммуникационных технологий. Во всех странах активно внедряются энергосберегающие технологии.

Осуществляется модернизация традиционных отраслей специализации экономики прибалтийских государств. Обновляются основные фонды в сельскохозяйственном производстве, транспорте, городских инфраструктурах. За 10-15 лет основные сектора экономики, изначально ориентированные на рынки более широкие, чем национальные, восстановили полные цепочки технологий производства, включая финишные звенья с высокой долей добавленной стоимости.