Возрастной состав мигрантов в 2004 году
Общее число прибывших | Число прибывших из других | Число прибывших из-за | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в тру- | старше | моложе | в тру- | старше | моложе | в тру- | старше | ||||
РФ | 2117434 | 286879 | 1562626 | 267929 | 851895 | 111053 | 630637 | 110205 | 11957 | 17035 | 78855 | 23267 |
СЗФО | 192893 | 24541 | 143131 | 25221 | 103940 | 12490 | 77708 | 13742 | 11336 | 1551 | 7404 | 2381 |
КО | 15869 | 2275 | 11461 | 2133 | 5791 | 852 | 4110 | 829 | 2186 | 307 | 1441 | 483 |
Общее число выбывших | Число выбывших в другие | Число выбывших за пределы | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в тру- | старше | моложе | в тру- | старше | моложе | в тру- | старше | ||||
РФ | 2076159 | 284946 | 1536149 | 255064 | 849982 | 110972 | 628969 | 110041 | 79795 | 15183 | 54046 | 10566 |
СЗФО | 184154 | 23809 | 137302 | 23043 | 98714 | 11790 | 74085 | 12839 | 7823 | 1519 | 5198 | 1106 |
КО | 12968 | 1831 | 9563 | 1574 | 4239 | 569 | 3110 | 560 | 837 | 146 | 543 | 148 |
Общий миграционный прирост | Миграционный прирост за | Сальдо миграции за счет | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
моложе | в тру- | старше | моложе | в тру- | с тарше | моложе | в тру- | старше | ||||
РФ | 41275 | 1933 | 26477 | 12865 | 1913 | 81 | 1668 | 164 | -67838 | 1852 | 24809 | 12701 |
СЗФО | 8739 | 732 | 5829 | 2178 | 5226 | 700 | 3623 | 903 | 3513 | 32 | 2206 | 1275 |
КО | 2901 | 444 | 1898 | 559 | 1552 | 283 | 1000 | 269 | 1349 | 161 | 898 | 335 |
В настоящее время область представила на согласование в Правительство Российской Федерации проект Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, одна из целей которой - организация управляемой миграции, соответствующей демографическим и трудовым проблемам области.
Калининград также приступил к созданию специализированного переселенческого центра, задачей которого является прием прибывающих семей, их временное размещение, постановка на все виды учета, а также помощь в трудоустройстве. Речь идет о привлечении в область квалифицированной рабочей силы, дефицит которой на сегодня превышает 20 тыс. человек. В расчет включена карта по всем категориям специалистов, в которых нуждается область, - это примерно 40 видов деятельности.
Однако довольно низкие показатели коэффициента естественного прироста Латвии и Литвы означают, что эти страны будут серьезно конкурировать с Калининградской областью в привлечении на свою территорию трудовых мигрантов уже в среднесрочной перспективе. Это говорит о необходимости сотрудничества России и ЕС в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда.
Система образования и рынок труда.
Рынок образования традиционно является ключевым показателем уровня и качества "человеческого капитала". На территории Калининградской области можно отметить общую положительную динамику, связанную с идущей модернизацией в системе начального и среднего профессионального образования. Это касается как государственной, так и негосударственной сферы.
При этом, однако, наблюдается серьезный дисбаланс в отношениях рынков труда и образования. Высшее профессиональное образование ориентировано, прежде всего, на обучение специалистов, занятых в сфере управления и финансов. В то время как данные анализа трудового рынка в периоде 1999-2005 годов показывают ориентацию последнего на специалистов иного профиля - инженеров, рабочих высокой квалификации, энергетиков, транспортников, специалистов в сфере услуг и т.д.