Основные макроэкономические показатели РФ в 2002-2005 годах, темпы прироста, %
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Инфляция, декабрь к декабрю | 15,0 | 12,0 | 11,7 | 10,9 |
Валовой внутренний продукт | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 |
Продукция промышленности | 3,1 | 8,9 | 8,3 | 4,0 |
Продукция сельского хозяйства | 1,5 | 1,3 | 3,1 | 2,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы | 11,0 | 15,0 | 9,9 | 8,8 |
Оборот розничной торговли | 9,3 | 8,8 | 12,5 | 12,0 |
Инвестиции в основной капитал | 2,8 | 12,5 | 10,9 | 10,5 |
Мировая цена на нефть (Urals), | 23,7 | 27,2 | 34,5 | 50,6 |
Экспорт товаров, в млрд. дол. | 107 | 136 | 183 | 245 |
в % к ВВП | 31 | 32 | 32 | 32 |
Импорт товаров, в млрд. дол. | 61 | 76 | 97 | 125 |
в % к ВВП | 18 | 18 | 17 | 16 |
Сальдо торгового баланса, в млрд. дол. | 46 | 60 | 86 | 120 |
Масштабный экспорт приводит к росту доходов населения и увеличению внутреннего рынка. Среднегодовой рост розничного товарооборота в 2005 году должен составить 12-13,5% (7% в 2000-м и 10,4% в 2004-м).
Основной "производственный цех" страны постепенно перемещается на север и восток - в районы нового освоения. Большинство функций по управлению экономикой, созданию современных бизнес-услуг и новых товаров концентрируется в небольшом количестве крупных центров страны. Они претендуют на размещение штаб-квартир мульти- и общенациональных корпораций, транспортно-логистических и дистрибуционных узлов, связывающих страну с глобальным рынком. Представительство РФ в глобальном рынке осуществляет Москва. Основные центры управления экономикой страны складываются в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Красноярске.
Калининград в число этих страновых центров пока не попадает.
Восстановительный рост экономики России, построенный на использовании старого портфеля ресурсов (сырьевая база, производственные фонды, инфраструктура и дешевая рабочая сила), оказался фактически исчерпанным к 2003-2005 годам. Главным фактором конкурентоспособности российской экономики становится производительность труда и капитала, что предполагает необходимость перехода к новому портфелю ресурсов: инновационным технологиям, позволяющим переходить к использованию более дорогой высококвалифицированной мобильной рабочей силы; конкурентным рыночным позициям (созданию глобальных брэндов, развитию современных торговых систем, широкой клиентской базе, сертификации качества выпускаемых товаров, работ и услуг и проч.). Причем переход должен происходить в условиях нарастающей включенности российской экономики в глобальную систему.
В рамках возможных российских приоритетов на среднесрочную перспективу, имеющих отношение к сценариям развития Калининградской области, необходимо выделить следующие:
Интернационализация экономики.
Постепенно снижаются тарифные ограничения для доступа на российский рынок иностранных компаний; укрепляется рубль и создаются условия для его конвертируемости; выравниваются уровни внутренних и мировых цен на сырьевые товары и энергоресурсы; национальная система технических стандартов адаптируется к международным.
Идет опережающее развитие отечественных торговых систем и их выход на международные рынки. Российские производители активно выстраивают собственные торговые системы для выхода и закрепления на внешних рынках. Пока лучше всего с этим справляются сырьевые корпорации.
Технологическая модернизация предприятий и секторов экономики.
Российские предприятия легкой и пищевой промышленности уже в значительной степени прошли этап технологической модернизации. Идет технологическая модернизация нефте- и газодобычи. На очереди металлургия, энергетика, атомная промышленность и химия. Пока модернизация происходит за счет приобретения стандартных опробованных производственных технологий. Рост производительности будет зависеть от успешности технологического трансферта. В отдельных секторах есть предпосылки для осуществления модернизации на базе оригинальных технологий собственной разработки.
Преобразование российских городов.
В наиболее динамичных и конкурентоспособных городах происходит модернизация городской среды, изменяется социальная структура населения, формируется динамичный рынок труда, появились отрасли постиндустриальной экономики.
В настоящий момент сценарии развития страны строятся с учетом высоких цен на углеводороды и, одновременно, с учетом постепенно накапливающихся сдвигов в структуре и качестве экономического роста. Сценарии эти в основном позитивны.
Названные тенденции развития российской экономики скажутся на состоянии российского Северо-Запада и, в частности, Калининградской области, а также отразятся на российском участии в развитии Балтийского региона.
Участие России в формировании транспортной системы Балтики.
В долгосрочной перспективе балтийское направление останется главным направлением экспорта из России углеводородов и иного сырья в Европу и США, а также импорта в РФ. На Северо-Западе РФ проходит Балтийская трубопроводная система, строится экспортная система "Транснефтепродукта", Северо-Европейский газопровод, через балтийские порты идет транспортировка нефти, газа, угля, леса, металлов и химической продукции. Порт Санкт-Петербурга является крупнейшим в России контейнерным терминалом.
Портовые комплексы Санкт-Петербурга и Ленинградской области выиграли у прибалтийских портов конкуренцию за грузопотоки российских углеводородов и иных сырьевых грузов. Система контейнерных перевозок, ориентированная на растущую торговлю с Восточной Европой и Россией, еще не сформировалась. Ежегодный рост контейнерооборота в портах Балтийского региона, как и в целом в мире, составляет около 10%. К 2010 году через балтийские порты может проходить 3-4 миллиона контейнеров.
Прибалтика претендует на функцию основного логистического узла, ориентированного на обслуживание импорта в Россию. Китай рассматривает прибалтийские порты как базу для создания центров логистики и дистрибуции, ориентированных на ЕС. Пассажирские перевозки в Балтийском регионе морским, автомобильным и авиационным транспортом в настоящий момент растут быстрее у скандинавских и прибалтийских стран, чем у России.
В борьбе за лидерство на Балтике Калининград обладает умеренными перспективами, что связано с технической невозможностью принятия судов с осадкой более 10 м, а также эксклавно/анклавным положением региона, затрудняющим транзитное перемещение грузов и людей. Будет нарастать конкуренция с портами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При этом крупнейшие российские экспортеры сырья выступают стратегическими инвесторами в портовые комплексы Литвы, Латвии и Эстонии.
Калининградский международный аэропорт принадлежит к наиболее слабым международным аэропортам макрорегиона, а сама область пока не попадает в систему европейских скоростных железнодорожных перевозок.
Технологическая модернизация Северо-Запада России.
При принятии инвестиционных решений о размещении логистических центров, терминалов и процессинговых центров по производству товаров компании принимают во внимание, в первую очередь, близость территории к рынкам, а также ее обеспеченность инженерными инфраструктурами, доступность рынка финансов и деловых услуг. Такими преимуществами обладает Северо-Запад России.
Москва и Санкт-Петербург оторвались от других российских территорий в плане социально-экономического развития, динамики технологических и социальных инноваций. Принимаемые на московском и петербургском рынках стратегические решения имеют доминирующее значение для определения трендов развития рынков соседних регионов, в том числе и Калининградской области. Московская и петербургская агломерации будут лидерами в трансферте технологий, в том числе в развертывании импортерами процессинговых центров на территории РФ.
На Северо-Западе основной зоной локализации технологического трансферта и технологической модернизации в ближайшие годы будут Санкт-Петербург и Ленинградская область, где есть достаточный объем трудовых ресурсов, научная и технологическая база, развитая логистическая система, создан комплекс особых экономических зон, высока системная обеспеченность инфраструктурами. Практически все государственные инициативы (наукограды, технопарки, технико-внедренческие зоны) апробируются в Петербурге. В регион уже пришли известные и мощные инвесторы.