Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Таблица 26

Основные макроэкономические показатели РФ в 2002-2005 годах, темпы прироста, %


2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

Инфляция, декабрь к декабрю

15,0

12,0

11,7

10,9

Валовой внутренний продукт

4,7

7,3

7,2

6,4

Продукция промышленности

3,1

8,9

8,3

4,0

Продукция сельского хозяйства

1,5

1,3

3,1

2,0

Реальные располагаемые денежные доходы
 населения

11,0

15,0

9,9

8,8

Оборот розничной торговли

9,3

8,8

12,5

12,0

Инвестиции в основной капитал

2,8

12,5

10,9

10,5

Мировая цена на нефть (Urals),
 дол. за баррель

23,7

27,2

34,5

50,6

Экспорт товаров, в млрд. дол.

107

136

183

245

в % к ВВП

31

32

32

32

Импорт товаров, в млрд. дол.

61

76

97

125

в % к ВВП

18

18

17

16

Сальдо торгового баланса, в млрд. дол.

46

60

86

120

Масштабный экспорт приводит к росту доходов населения и увеличению внутреннего рынка. Среднегодовой рост розничного товарооборота в 2005 году должен составить 12-13,5% (7% в 2000-м и 10,4% в 2004-м).

Основной "производственный цех" страны постепенно перемещается на север и восток - в районы нового освоения. Большинство функций по управлению экономикой, созданию современных бизнес-услуг и новых товаров концентрируется в небольшом количестве крупных центров страны. Они претендуют на размещение штаб-квартир мульти- и общенациональных корпораций, транспортно-логистических и дистрибуционных узлов, связывающих страну с глобальным рынком. Представительство РФ в глобальном рынке осуществляет Москва. Основные центры управления экономикой страны складываются в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Красноярске.

Калининград в число этих страновых центров пока не попадает.

Восстановительный рост экономики России, построенный на использовании старого портфеля ресурсов (сырьевая база, производственные фонды, инфраструктура и дешевая рабочая сила), оказался фактически исчерпанным к 2003-2005 годам. Главным фактором конкурентоспособности российской экономики становится производительность труда и капитала, что предполагает необходимость перехода к новому портфелю ресурсов: инновационным технологиям, позволяющим переходить к использованию более дорогой высококвалифицированной мобильной рабочей силы; конкурентным рыночным позициям (созданию глобальных брэндов, развитию современных торговых систем, широкой клиентской базе, сертификации качества выпускаемых товаров, работ и услуг и проч.). Причем переход должен происходить в условиях нарастающей включенности российской экономики в глобальную систему.

В рамках возможных российских приоритетов на среднесрочную перспективу, имеющих отношение к сценариям развития Калининградской области, необходимо выделить следующие:

Интернационализация экономики.

Постепенно снижаются тарифные ограничения для доступа на российский рынок иностранных компаний; укрепляется рубль и создаются условия для его конвертируемости; выравниваются уровни внутренних и мировых цен на сырьевые товары и энергоресурсы; национальная система технических стандартов адаптируется к международным.

Идет опережающее развитие отечественных торговых систем и их выход на международные рынки. Российские производители активно выстраивают собственные торговые системы для выхода и закрепления на внешних рынках. Пока лучше всего с этим справляются сырьевые корпорации.

Технологическая модернизация предприятий и секторов экономики.

Российские предприятия легкой и пищевой промышленности уже в значительной степени прошли этап технологической модернизации. Идет технологическая модернизация нефте- и газодобычи. На очереди металлургия, энергетика, атомная промышленность и химия. Пока модернизация происходит за счет приобретения стандартных опробованных производственных технологий. Рост производительности будет зависеть от успешности технологического трансферта. В отдельных секторах есть предпосылки для осуществления модернизации на базе оригинальных технологий собственной разработки.

Преобразование российских городов.

В наиболее динамичных и конкурентоспособных городах происходит модернизация городской среды, изменяется социальная структура населения, формируется динамичный рынок труда, появились отрасли постиндустриальной экономики.

В настоящий момент сценарии развития страны строятся с учетом высоких цен на углеводороды и, одновременно, с учетом постепенно накапливающихся сдвигов в структуре и качестве экономического роста. Сценарии эти в основном позитивны.

Названные тенденции развития российской экономики скажутся на состоянии российского Северо-Запада и, в частности, Калининградской области, а также отразятся на российском участии в развитии Балтийского региона.

Участие России в формировании транспортной системы Балтики.

В долгосрочной перспективе балтийское направление останется главным направлением экспорта из России углеводородов и иного сырья в Европу и США, а также импорта в РФ. На Северо-Западе РФ проходит Балтийская трубопроводная система, строится экспортная система "Транснефтепродукта", Северо-Европейский газопровод, через балтийские порты идет транспортировка нефти, газа, угля, леса, металлов и химической продукции. Порт Санкт-Петербурга является крупнейшим в России контейнерным терминалом.

Портовые комплексы Санкт-Петербурга и Ленинградской области выиграли у прибалтийских портов конкуренцию за грузопотоки российских углеводородов и иных сырьевых грузов. Система контейнерных перевозок, ориентированная на растущую торговлю с Восточной Европой и Россией, еще не сформировалась. Ежегодный рост контейнерооборота в портах Балтийского региона, как и в целом в мире, составляет около 10%. К 2010 году через балтийские порты может проходить 3-4 миллиона контейнеров.

Прибалтика претендует на функцию основного логистического узла, ориентированного на обслуживание импорта в Россию. Китай рассматривает прибалтийские порты как базу для создания центров логистики и дистрибуции, ориентированных на ЕС. Пассажирские перевозки в Балтийском регионе морским, автомобильным и авиационным транспортом в настоящий момент растут быстрее у скандинавских и прибалтийских стран, чем у России.

В борьбе за лидерство на Балтике Калининград обладает умеренными перспективами, что связано с технической невозможностью принятия судов с осадкой более 10 м, а также эксклавно/анклавным положением региона, затрудняющим транзитное перемещение грузов и людей. Будет нарастать конкуренция с портами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При этом крупнейшие российские экспортеры сырья выступают стратегическими инвесторами в портовые комплексы Литвы, Латвии и Эстонии.

Калининградский международный аэропорт принадлежит к наиболее слабым международным аэропортам макрорегиона, а сама область пока не попадает в систему европейских скоростных железнодорожных перевозок.

Технологическая модернизация Северо-Запада России.

При принятии инвестиционных решений о размещении логистических центров, терминалов и процессинговых центров по производству товаров компании принимают во внимание, в первую очередь, близость территории к рынкам, а также ее обеспеченность инженерными инфраструктурами, доступность рынка финансов и деловых услуг. Такими преимуществами обладает Северо-Запад России.

Москва и Санкт-Петербург оторвались от других российских территорий в плане социально-экономического развития, динамики технологических и социальных инноваций. Принимаемые на московском и петербургском рынках стратегические решения имеют доминирующее значение для определения трендов развития рынков соседних регионов, в том числе и Калининградской области. Московская и петербургская агломерации будут лидерами в трансферте технологий, в том числе в развертывании импортерами процессинговых центров на территории РФ.

На Северо-Западе основной зоной локализации технологического трансферта и технологической модернизации в ближайшие годы будут Санкт-Петербург и Ленинградская область, где есть достаточный объем трудовых ресурсов, научная и технологическая база, развитая логистическая система, создан комплекс особых экономических зон, высока системная обеспеченность инфраструктурами. Практически все государственные инициативы (наукограды, технопарки, технико-внедренческие зоны) апробируются в Петербурге. В регион уже пришли известные и мощные инвесторы.